Каждый «проблемный» ребенок индивидуален и по собственным особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, и по социальной ситуации развития. Поэтому диагностическая программа должна быть направлена на выяснение различных сторон психического развития ребенка и обстоятельств его жизни, часто на первый взгляд может и не имеющих непосредственного отношения к содержанию изучаемой трудности. В определенных случаях можно использовать схему, которая используется на практике для выяснения причин дезадаптации младших подростков [21, c. 98]. Основные положения этой диагностической программы обследования следующие:
• Границы нарушения учебной деятельности, её сохранные стороны;
• Влияние нарушений учебной деятельности на отношения с одноклассниками, учителями, родителями;
• Особенности общения со значимыми другими (есть ли трансляция нарушения паттернов общения из одной сферы в другие);
• Есть ли компенсаторные формы и каков их генезис:
являются ли они результатом собственной активности ребёнка или появились за счёт воспитательного воздействия других людей, продуктивность этих форм [28, с. 34-35]. В работе Е.Дубова и С.Капас рассматриваются особенности адаптации в школе детей с различным социальным статусом, который определялся на основе соотношения оценок учителей, сверстников, самооценок учащихся. Было выделено пять групп детей:
• Популярные;
• Отвергаемые;
• Игнорируемые;
• Противоречивые;
• Средние.
Серьёзные трудности в общении со сверстниками и взрослыми возникают у школьников с неадекватно завышенной самооценкой и уровнем притязаний. Такие школьники, как правило, некритично стремятся к лидерству, реагируют негативизмом и агрессией на любые замечания [31, с. 65]. В основе возникающих у них резко отрицательных эмоций лежит внутренний конфликт между притязаниями и неуверенностью в себе. Последствиями такого конфликта могут стать не только снижение успеваемости, но ухудшение состояния здоровья на фоне явных признаков общей социально-психологической дезадаптации [23, с. 34]. Не менее серьёзные проблемы возникают и у детей со сниженной самооценкой: их поведение отличается нерешительностью, конформностью, крайней неуверенностью в собственных силах, которые формируют чувство зависимости, сковывая развитие инициативы и самостоятельности в поступках и суждениях.
Приблизительно с третьего класса неформальные, дружеские контакты друг с другом начинают доминировать во взаимоотношениях школьников, складываясь на основе индивидуальных эмоциональных и ценностных предпочтений уже независимо от мнения учителя о том или ином ученике. Поэтому, дети, обладающие отрицательными чертами характера, попадают в группу «отвергаемых», даже если они считаются примерными учениками. Неумение наладить положительные взаимосвязи с другими детьми становится основным психотравмирующим фактором и вызывает у ребёнка негативное отношение к школе, приводит к снижению его успеваемости, провоцирует формирование у него различных патологических состояний [11, с. 98].
В ряде исследований отмечается, что организация полноценного общения с окружающими имеет большое значение для коррегирования отклоняющегося поведения школьников [24; 25]. Так в исследовании В.В.Клименко выявлено 4 варианта невключённости подростка в коллектив сверстников: «невидимка», «колеблющийся», «дезорганизатор», «собственно невключённый».
Еще по теме:
Понимание человека как субъекта
Субъект в психологии – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Также существует трактовка с ...
Факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний
Перечислим основные психогенные травматизирующие факторы, влияющие на возникновение депрессивных состояний.
1. Ситуации кратковременные, но резко затрагивающие личность в силу индивидуальной значимости травмирующих воздействий:
а) ситуа ...
Блок модуляции, активации нервной системы
Блок модулирующих систем мозга регулирует тонус коры и подкорковых образований, оптимизирует уровень бодрствования в отношении выполняемой деятельности и обусловливает адекватный выбор поведения в соответствии с актуализированной потребно ...