Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе

Полезная информация » Характеристика психологической готовности младшего школьника к средней школе

Актуальность исследования особенностей адаптации при переходе из начальной в среднюю школу обусловлена сложностью социальной ситуации взросления современного школьника. Радикальные социально-экономические изменения, смена приоритетов прошлого, настоящего и будущего в значительной мере обострили противоречия формирования личности. Современные условия жизни требуют не столько «приноравливания», «приспособления», сколько развития личности, обогащения ее индивидуальности. В связи с этим положительный опыт адаптации, приобретаемый школьником на разных возрастных этапах развития, делает его более подготовленным к решению личностных проблем в изменяющемся социуме.

С позиции онтогенетического подхода к исследованию процесса адаптации особое значение приобретает период перехода от одного возрастного этапа к другому, позволяющие изучать кризисные переломные моменты формирования личности, когда происходит резкое изменение социальной ситуации развития. Адаптация является динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем, обеспечивает возрастное развитие [1, с. 8]. В связи с этим заслуживает внимания исследование процесса адаптации в переходный период жизнедеятельности из начальной школы в основную. В это время школьники испытывают трудности адаптации к внешним усложняющим условиям учебной деятельности, к более широкому свободному кругу общения со сверстниками, причем одновременно растут противоречия и трудности становления самооценки, самосознания и формирования образа «Я». Создание благоприятных педагогических условий для преодоления школьниками затруднений адаптации в обозначенный переходный период обеспечивает единство, непрерывность учебно-воспитательного процесса и преемственность развития личности на возрастном рубеже к подростковому возрасту. Переход из начальной школы в среднюю может не только обострить все прежние проблемы детей, как явные, так и скрытые от внимания педагогов и родителей, но и спровоцировать появление новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе. От того, насколько своевременно будут решены возникающие проблемы, во многом зависит дальнейшее развитие личности школьника.

Актуальность изучаемой нами проблемы определена также противоречием между потребностью педагогической практики в разрешении трудностей адаптационного характера при переходе из начальной в основную школу и недостаточной разработанностью этой проблемы в научной литературе.

Еще по теме:

Эмоциональность
Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют о ...

Психологическая структура личности юриста
Определение путей повышения эффективности и качества правоохранительной деятельности предполагает всестороннее изучение индивидуально - психологических особенностей, свойств личности юриста, его соответствия требованиям, предъявляемым про ...

Становление экспериментального метода в психологии
Наиболее важными характерными признаками науки являются: а) систематический характер входящих в ее состав знаний; б) пользование определенными методами исследования; в) пользование лишь допускающими проверку объяснительными гипотезами. ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru