Можно выделить следующие составляющие понятия «готовность к обучению в средней школе»:
• Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала.
• Новообразования младшего школьного возраста - произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах).
• Качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Готовность (или неготовность) учащихся к следующему возрастному этапу проявляется не только в степени успешности их учения, но и в тех переживаниях, которые отражают то, как именно эта успешность оценивается самими школьниками. Не всякий неуспех может вызвать отрицательные переживания, а с другой стороны, в некоторых случаях вполне приличные, с точки зрения педагогов, достижения расцениваются учениками как неудовлетворительные. Поэтому школьному психологу необходимо учитывать и содержание этих переживаний, и их адекватность [36, с. 118].
Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе детей из начальной школы в среднюю является сложность адаптации пятиклассников к новым учителям, сопровождающаяся часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом. Иногда появляются специфические трудности у классного руководителя в его контактах не только с детьми, но и с родителями. В отличие от начальной школы родители получают теперь информацию о своих детях от разных учителей, поэтому имеют возможность сопоставить успехи ребенка в учебе, его поведение на разных уроках, в разных ситуациях школьной жизни. Они сравнивают эти удачи и неудачи своих детей в настоящем с теми, которые были ранее, и изменения в худшую сторону, возникающие иногда в 5 классе, часто объясняют недостаточной квалификацией, неправильным отношением преподавателей, особенно классного руководителя. Это, естественно, может стать причиной появления конфликтов между родителями и учителями, что, в свою очередь, отражается на характере отношения детей к школе, учебе, учителям и усугубляет трудности переходного периода.
Исследования оценочных отношений в системе «учитель - ученик» показывают, что они зависят от того, каким считается класс (ученик) с точки зрения педагогического коллектива - «трудным» или «легким». Так, например, «трудных» учащихся из «трудных» классов учителя оценивают гораздо ниже, чем таких же по успеваемости и поведению школьников из «легких», благополучных, по оценкам взрослых, классов. В работе с «трудным» классом преобладают оценочные суждения общего негативного характера, многочисленные дисциплинарные замечания, часто в ущерб полезной учебной информации. С другой стороны, и у школьников таких «трудных» классов наблюдается большая чувствительность к проявлению педагогам доброты, понимания, справедливости [36, с. 203].
Поэтому школьному психологу необходимо работать не только со школьниками, но и с учителями как начальной, так и средней школы, особенно с будущими классными руководителями, чтобы помочь детям менее болезненно принимать новый тип отношений.
К началу обучения в средней школе ученики приходят часто с нерешенными, не устраненными во время проблемами в учебе, отношениях с другими людьми. Но если в младших классах многие из таких дефектов могли не приводить к серьезным нарушениям, то теперь они могут выступать в качестве существенного препятствия полноценного обучения и воспитания подростков. Переходный период, как правило, обостряет все проблемы детей, как явные, так и скрытые пока от внимания педагогов [39, с. 33].
Еще по теме:
Теории способностей
В психологии выделяется три концепции способностей:
А) теория наследственности способностей,
Б) теория приобретенных способностей,
В) приобретенное и природное в способностях.
1. Теория наследственности способностей ведет свою историю ...
Новое в теориях личности
Потребность в разработке новых подходов к изучению лидерства была вызвана не только неспособностью вышерассмотренных теорий определить и измерить лидерство его управленческую эффективность, но ещё тем, что традиционные и ситуационные подх ...
Человек - семиотическое существо
Поведение животных полностью определяется теми ситуациями событиями, с которыми они сталкиваются (в случае опасности животное бежит; если хочет есть, ищет пищу и т.д.). Поведение человека и ситуация, в которой он оказался, задаются языком ...