Анализ литературных источников показал, что не менее значимым структурным элементом самооценки являются притязания личности. Понятие притязания было введено в психологию К. Левиным (1935). Притязания выражают отношение человека к миру, к людям на основе того или иного отношения к себе. Уровень притязаний, по Ф. Хоппе, есть тот уровень трудностей, который представляется человеку не только достяжимым, но и наиболее привлекательным. Это исходная позиция, с которой индивид приступает к выполнению деятельности.
Таким образом, уровень притязаний характеризует, во-первых, уровень трудностей, возникающих на пути достижения общей цели будущих действий индивида; во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия, связанный с результатами прошлых действий; в-третьих, желаемый уровень самооценки личности [34]. Большинство исследователей (И.С. Кон, Б.Г. Ананьев, Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьева и др.) отмечают, что неадекватная оценка является первопричиной возникновения конфликта между притязаниями индивида и его реальными возможностями, что, в свою очередь, может приводить к «психическим срывам», а в некоторых случаях попрождать довольно устойчивые личностные деформации. Показателем наличия у человека реалистического уровня притязаний и адекватной ему самооценки является уверенность в своих силах, настойчивость в достижении цели, продуктивность деятельности и критичность в оценке достигнутого результата [57]. Таким образом, совершенно справедливо отмечается, что самооценка влияет на выбор субъектом способа своего поведения всамых разнообразных обстоятельствах.
Исследования зарубежных и отечественных ученых показали, что на самооценку и притязание оказывают влияние социальные и социокультурные условия, в частности, референтные группы. Под влиянием рефрентных групп личность сверяет свои резльтаты с их эталонными показателями, на основе чего и возникает собственная шкала требований к себе (Р. Берн 1986, И.С. Кон 1984, И.Е. Цасимо 1994, Б.С. Братусь, 1994, А.В. Петровский 1990, В.В. Абраменкова 1978 и др.). Результат не сам по себе определяет уровень притязаний, а только посредством сравнения его с какими-либо нормами, требованиями, оценками.
Как зарубежные, так и отечественные психологи, изучающие феномен самооценки, сходятся во мнениях о том, что ее содержание, как и содержание Я-концепции, в целом может и должно изменяться с возрастом, а точнее, расширяться. Но, несмотря на закономерные изменения индивида на протяжении всего процесса его развития и независимо от возраста человека, наиболее значимыми являются 2 момента: роль обратной связи и роль значимых других. Обобщая результаты исследований отечественных психологов в области изучения аппарата самооценки, мы попытались, опираясь на принцип целостности системы, структурировать показатели отношения личности, характеризуемой определённым пиком самооценки к эталону.
Главная функция самооценки состоит в том, что она регулирует отношения человека с социумом, но при этом предполагает и сохранение самобытности субъекта.
Таким образом, под самооценкой мы будем понимать систему устойчивых компонентов, к которой, прежде всего, относятся «идеальное Я», рефлексия и целеполагание, - обеспечивающих адекватное выполнение функции регилирования отношений индивида с социальной средой при сохранении собственной самобытности. Все сделанные выводы можно представить в таблицах. Дифференциальные показатели самооценки
Еще по теме:
Воспитание младшего школьника в играх
Изменение роли игры в младшем школьном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очере ...
Экспериментальная психология и педагогическая практика
Социальная активность, нравственность, реализация способностей личности — главные задачи образования, успешность решения которых во многом зависит от направления и темпов реформ школьной жизни. Одной из проблем, стоящих перед педагогами, ...
Язык и речь животных.
Важное значение для животных имеет звуковой язык, с помощью которого они не только выражают своё эмоциональное состояние, но и передают друг другу весьма существенную информацию о своих намерениях, об окружающей обстановке, необходимых ко ...