Современный этап развития экономики России характеризуется ростом безработицы и незанятости трудоспособного населения, острым дефицитом высококвалифицированных руководителей и специалистов универсального типа, изменением требований к персоналу предприятий и кадровой политики. В последние годы появилось много работ в области руководства предприятиями, однако многие руководители осознали, что американский, японский, немецкий опыт руководства предприятиями в чистом виде не годится для российского руководителя и современного состояния российской экономики. Достаточно сильно ощущается нехватка исследований, знаний и умений в области психологии управления у значительного числа руководителей, особенно в среднем и малом бизнесе. Данная работа нацелена в первую очередь на помощь руководителю разобраться в одном из важнейших компонентов психологии управления – Я-концепции руководителя.
Как будет осуществляться руководство, во многом зависит от Я- концепции руководителя. Именно Я- концепция во многом определяет стиль и методы руководства организацией, оценку деятельности подчинённых, а так же ожидания руководителя.
Выполняя свои обязанности, современный руководитель выступает в нескольких ролях.
Во-первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий коллективом людей.
Во-вторых, это лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авторитет, высокий профессионализм, положительные эмоции.
В-третьих, это - дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, успешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты.
В-четвертых, это - воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, способный создать коллектив и направляющий его развитие в нужное русло.
В-пятых, это – инноватор, понимающий роль науки в современных условиях, умеющий оценить и без промедления внедрить в производство то или иное изобретение или рационализаторское предложение.
В-шестых, это - просто человек, обладающий высокими знаниями и способностями, уровнем культуры, честностью, решительностью характера и в то же время рассудительностью, способный быть во всех отношениях образцом для окружающих, т.е. человек обладающий «железным психологическим здоровьем».
Очень важно как осознаёт себя руководитель, как оценивает свои успехи и неудачи, какие цели и задачи ставит перед собой. Всю производственную деятельность руководителя определяет его Я – концепция.
В процессе своей деятельности руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.
Все эти работы характеризуются: высоким разнообразием, разнообразием формы самих этих действий и места их осуществления, широкими контактами и коммуникациями внутри и вне фирмы, быстрой сменой событий, людей и действий.
В процессе общения современному руководителю приходится выполнять три основных роли.
Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними.
Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации.
В-третьих, это роль, связанная с принятием решений. Ее играет предприниматель, ищущий новые пути достижения целей и берущий на себя всю ответственность за риск, связанный с ними.
В современных условиях, в нашей стране, часто все эти проблемы ложатся на плечи одного человека, выступающего во всех вышеперечисленных ролях – лидера. Поэтому так велика роль лидерской составляющей в Я- концепции руководителя.
Руководитель среднего и малого бизнеса, как правило имеет дело не только с ресурсами, машинами и продуктами, не только с различными документами, производственными, снабженческими и сбытовыми процессами, он постоянно имеет дело с людьми - руководит подчиненными, советуется со специалистами, ведет переговоры с партнерами, общается с трудовым коллективом. И от того, насколько хорошо он это делает, зависит его репутация и авторитет, а соответственно, и успех предпринимательского дела.
Важной функцией руководителя является формирование позитивного социально – психологического климата, характеризуемое толерантностью, сопереживанием, делающее человека гуманным; волнение, стимулирующее активность, заинтересованность и любознательность, помогающую продвигаться вперед, освоению новых сфер деятельности; уверенность, добавляющую солидности.
Принятие управленческих решений требует от руководителей не только квалификации, но и эмоциональной зрелости, которая выражается в умении и готовности идти навстречу острым ситуациям, успешно справляться с ними, не делать не переживаемой трагедии из поражений, неминуемых на жизненном пути любого менеджера.
Однако руководитель должен быть не только хорошо подготовленной и высоко образованной, но еще и творческой личностью. От него требуется не только верить в свои творческие способности, но и ценить такие способности в других, уметь их мобилизовать и использовать, преодолевая все встречающиеся на пути препятствия. Для этого необходимо быть настойчивым, испытывать потребности в переменах, уметь порывать с традициями, воспринимать новые идеи и новаторские решения, систематически ими пользоваться. Творческий руководитель обычно работает с группами, используя метод мозговой атаки, поощряет свободное выражение эмоций и идей и непрестанно учится, в том числе и на собственных ошибках.
Творчество немыслимо без способности находить информацию и делиться ею с подчиненными, прислушиваться к окружающим независимо от того, кто они, держать себя откровенно с коллегами, добиваться обратных связей, не отгораживаться от того, что угрожает устоявшимся взглядам на мир, ставя при этом все под сомнение, понимать позицию других, везде находить людей, представляющих хоть какой-то интерес для фирмы.
Но наиболее важно для руководителя схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, обладать умением и способностью учиться как на работе, так и вне ее, повышая компетентность, но избегая при этом однобокой специализации. Настоящая учеба обычно начинается с момента вступления в должность и никогда не прекращается.
Нужно иметь в виду, что не существует и не будет существовать руководителя, обладающего универсальными способностями и одинаково эффективно действующего в любой ситуации.
Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислили выше, составляющий основу Я – концепции руководителя. Эти качества не всегда зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте. Не стоит сбрасывать со счетов и людей как у нас говорят «пенсионного возраста».
Однако следует отметить, что идеальной Я-концепции руководителя не существует, но при изучении Я-концепции отдельно взятого руководителя можно выявить его управленческий потенциал и тем самым помочь этому руководителю в решении многих сложных задач связанных с его деятельностью.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к выводу, что работа по изучению Я-концепции руководителя является актуальной именно для выявления его управленческого потенциала.
Цель исследования – Выявление управленческого потенциала руководителей.
Объект нашего исследования – Я- концепция руководителя.
Предмет исследования – структурные компоненты Я-концепции влияющие на управленческий потенциал руководителей среднего и малого бизнеса.
Гипотеза нашего исследования: при детальном изучении Я- концепции руководителя можно выявить его управленческий потенциал.
В данной главе, изучая проблему Я-концепции руководителя, мы рассмотрим, как этот вопрос изучался в различных психологических теориях. Далее рассмотрим понятия, значения и структуру Я- концепции её когнитивную составляющую, образ Я, эмоционально-оценочную составляющую (самооценку), а так же поведенческую составляющую Я- концепции. Более детально рассмотрим психологическую природу самооценки и её место в структуре личности, понятие, виды и типы самооценки, а так же рассмотрим проблемы связанные с самопознанием личности и проблемы личностного самоопределения.
- Я- концепция в различных психологических теориях
- Понятие, значение и структура я- концепции
- Психологическая природа самооценки
- Проблема психологии самосознания личности
- Теории лидерства
- Ситуационные подходы к эффективному лидерству
- Новое в теориях личности
- Заключение
Еще по теме:
Виктор Франкл о смысле жизни
С 1942 по 1945 г.г. В. Франкл был узником в нацистских концентрационных лагерях в Аушвице и Дахау, где умерли его брат, родители и жена. Под воздействием пребывания в этих лагерях выкристаллизовались его мысли о смысле жизни и страдания, ...
Виды воображения. Творческое и репродуктивное воображение. Воображение и
создание художественных ценностей.
Вначале рассмотрим виды воображения. У человека различают следующие основные виды воображения: активное и пассивное
, продуктивное и репродуктивное
. Отдельно выделяют и рассматривают такие разновидности воображения, как сновидения, галлю ...
Сущность познания в юридической психологии
Познание — это активное целенаправленное отражение действительности в сознании определенного человека. Под сознанием понимают свойственную лишь человеку высшую форму отражения объективного мира, реализующуюся в совокупности психических пр ...