Под самооценкой принято понимать «осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающему, к другим людям и самому себе»[26;45;56]. Самооценка, таким образом, выступает основным ядром личности, является важнейшим регулятором поведения, и, поэтому, вне индивидуальности и личности она не может быть рассмотрена. сайты где можно продать вещи быстро | Что такое спа салон для женщин и какие процедуры делают. | Торгую стрифор с этим брокером чуть больше года в Москве.
Впервые к изучению самооценки и выявлению проблем связанных с этим психологическим образованиям личности, обратились зарубежные исследователи.
Так исследования С. Куперсмита (1967) позволили ему первоначально выделить пять форм проявления самооценки (низкая, средняя, соответствующая, высокая, очень высокая), на основании которой им осуществлялась классификация испытуемых на различные подгруппы. В дальнейшем С.Куперсмит ограничился использованием только трёх форм самооценки: низкая, средняя и высокая. Но они, как это выяснилось позднее, оказывались недостаточно валидными и не отражали действительной дифференциации. При этом под самооценкой он понимал присущее индивиду чувство собственной ценности, показателем которой для социума служит определённая реакция самого индивида на окружающее.
Им была обнаружена следующая закономерность: уровень самооценки детей напрямую зависит от уровня самооценки родителей.
Рассмотрение самооценки как определяющего компонента образа «Я» личности, составляет основу классической концепции В.Джеймса (1902) от актуализации идеального «Я». Понятие «самооценка» в интерпретации В.Джеймса, отождествляется с понятием самоуважение и характеризуется соотношением реальных достижений индивида с тем, на что он претендует, расчитывает, то есть с уровнем потенциальных успехов, которые индивид намеревается достичь.
Для достижения сохранности чувств и самоуважения у человека могут быть на выбор два противоположных пути: в одном случае, имеет смысл приложить максимум усилий для достижения успеха, что не для любого является посильной задачей; в другом – осуществить попытку снизить уровень собственных притязаний, что позволит сохранить самоуважение даже при весьма скромных успехах. Наиболее результативным и рациональным способом сохранения самоуважения, по мнению В.Джеймса, является первый путь, либо предельная ориентация на него.
Огромную, по своей сути и значимости, работу по систематизации достижений западной науки в области изучения самосознания личности, проделал Р.Бёрнс [12].
Анализ научных трудов и собственные исследования позволили ему сформулировать более системное понятие самооценки.
Самооценка рассматривается Р.Бёрнсом как основная структурная единица, составляющая такую целостность, как «Я-концепция, содержание которой исследователь относит к одному из наиболее важных результатов социализации,оказывающей непосредственное влияние на реакции человека в повседневной жизни. Наиболее важными, в целях понимания психологической сущности самооценки, Р.Бернс считал 3 момента
- степень сопоставления образа реального «Я» с образом идеального «Я»
- уровень интериоризации социальных реакций на данного индивида через призму его идентичности;
- собственно субъективность самооценки как показатель уровня сформированности личности.
В целом, Р.Бернс со всей очевидностью показал, что генезис самооценки есть процесс динамичный, не усваивающийся раз и навсегда оконченным, постоянным, застывшим.
Источником оценочных значений всего спектра представлений индивида о себе является, указывает Р.Бернс, во-первых, социальное окружение индивида, в котором оценочные значения нормативно фиксируются в языковых эквивалентах, заданные изначально как принимаемые или непринимаемые; во- вторых, социальные реакции на различные проявления индивида и его самонаблюдения. [12, 35.]
В концепции К. Роджерса большое внимание уделено процессу формирования самооценки и роли самооценки в развитии личности. Именно самооценка, по утверждению исследователя, обеспечивает ориентацию индивида в социальной среде и согласованность его внутренних требований к себе с внешними условиями – в этом заключается ее основная функция.
Еще по теме:
Применение детекторов лжи
Использование детектора для выявления всевозможных форм обмана распространено весьма широко и имеет тенденцию увеличиваться.
В настоящее время полиграф применяется более чем в 60 странах, причем не только силовыми структурами, но и в сфе ...
Детско-родительские отношения в семье
Семейная среда — это сочетание личностных особенностей родителей, условий, в которых живет семья, стиля воспитания и т.п (см. приложение 1) . Существенное влияние на формирование личности ребенка оказывает стиль организации жизни, преобла ...
Кризис юношеского возраста
Юношейский возраст – манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем юношам. Характерные черты этого возраста – чувствительность ...