Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия возможных случайных факторов:
– внешних материальных условий (времени суток, освещенности, температуры, посторонних звуков и т.д.);
– внутренних факторов (времени врабатываемости, скорости утомления и т.п.);
– информационно-социальных обстоятельств (динамики, установление контакта с психологом, наличие других людей в помещении и отношения к ним и т.п.).
Эти факторы так многообразны, что приводят к ошибке измерения. Существует стандартная ошибка измерения, для каждого теста своя но не превышающая нормы.
Валидность, по А. Анастази, – понятия, указывающие нам, что тест измеряет и настолько хорошо он это делает. Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает.
Таким образом, качество любой психодиагностической методике зависит от степени ее стандартизированности, надежности и валидности. При разработки любой диагностической методике ее авторы должны проводить соответствующую проверку и сообщить в руководстве к ее применению полученные результаты.
Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующих отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стэнфорд-Бике. Эти тесты имеют хорошую надежность и валидность.
Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования:
1) социокультурная адаптированность теста;
2) простота формулировок и однозначность тестовых заданий;
3) ограниченное время выполнения тестовых заданий;
4) наличие тестовых норм для данного теста.
Норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.
К достоинствам метода тестов относятся:
– оперативность и экономичность;
– количественный дифференцированный характер оценки;
– надежность – главное достоинство теста;
– справедливость – защита от предвзятости;
– оптимальная трудность. На основе исследования составляются задания такой сложности, что средний испытуемый выполняет их на 50 %;
– возможность компьютеризации.
Правила тестирования.
1. Не следует, как- либо менять инструкции, материала, время, отведенное для решения теста или вносить в стандартизированную процедуру какие либо изменения;
2. В ходе выполнения теста ребенка нельзя ни учить, ни критиковать, ни хвалить. Каковы бы ни были ответы ученика, их нужно сопровождать сдержанным одобрением;
3. С особым вниманием относится к эмоциональному и физическому состоянию учащихся;
4. Отсутствие взрослых при процедуре обследования.
Соблюдение этих правил и адекватно подобранная методика обеспечивают надежные результаты обследования.
Основная рекомендации, которая касается проведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение – достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.
Еще по теме:
Фаллически-нарциссический характер
С точки зрения психологии типы характера дифференцируются в зависимости от структуры Я, то есть от того, каково их отношение к реальности. Биоэнергетически их можно различить по генитальной функции. Оральная и мазохистская структуры относ ...
Проблема фобий в современной психолого-педагогической литературе
Психологи XX века видели причину тревог в развитии цивилизации и огромном потоке информации, лавиной обрушивающемся на человека. Современная психология рассматривает тревогу как социальное явление [7, с.5].
Учёный К. Изард объясняет разл ...
Современные подходы к изучению адаптации как психолого-педагогического
явления
Термин «адаптация»
происходит от позднелатинского adaptatio-прилаживание, приспособление. Он был впервые введён Г.Аубертом и употреблялся в медицинской и психологической литературе, где означал изменение чувствительности анализаторов под ...