Надежность – это помехоустойчивость теста, независимость его результатов от действия возможных случайных факторов:
– внешних материальных условий (времени суток, освещенности, температуры, посторонних звуков и т.д.);
– внутренних факторов (времени врабатываемости, скорости утомления и т.п.);
– информационно-социальных обстоятельств (динамики, установление контакта с психологом, наличие других людей в помещении и отношения к ним и т.п.).
Эти факторы так многообразны, что приводят к ошибке измерения. Существует стандартная ошибка измерения, для каждого теста своя но не превышающая нормы.
Валидность, по А. Анастази, – понятия, указывающие нам, что тест измеряет и настолько хорошо он это делает. Валидность свидетельствует о том, пригодна ли методика для измерения определенных качеств, особенностей и насколько эффективно она это делает.
Таким образом, качество любой психодиагностической методике зависит от степени ее стандартизированности, надежности и валидности. При разработки любой диагностической методике ее авторы должны проводить соответствующую проверку и сообщить в руководстве к ее применению полученные результаты.
Среди наиболее известных тестов интеллекта, использующих отечественными психологами, можно назвать тесты Д.Векслера, Р. Амтхауера, Дж. Равена, Стэнфорд-Бике. Эти тесты имеют хорошую надежность и валидность.
Как к методам точной психодиагностики к тестам предъявляются особые требования:
1) социокультурная адаптированность теста;
2) простота формулировок и однозначность тестовых заданий;
3) ограниченное время выполнения тестовых заданий;
4) наличие тестовых норм для данного теста.
Норма теста – это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик.
К достоинствам метода тестов относятся:
– оперативность и экономичность;
– количественный дифференцированный характер оценки;
– надежность – главное достоинство теста;
– справедливость – защита от предвзятости;
– оптимальная трудность. На основе исследования составляются задания такой сложности, что средний испытуемый выполняет их на 50 %;
– возможность компьютеризации.
Правила тестирования.
1. Не следует, как- либо менять инструкции, материала, время, отведенное для решения теста или вносить в стандартизированную процедуру какие либо изменения;
2. В ходе выполнения теста ребенка нельзя ни учить, ни критиковать, ни хвалить. Каковы бы ни были ответы ученика, их нужно сопровождать сдержанным одобрением;
3. С особым вниманием относится к эмоциональному и физическому состоянию учащихся;
4. Отсутствие взрослых при процедуре обследования.
Соблюдение этих правил и адекватно подобранная методика обеспечивают надежные результаты обследования.
Основная рекомендации, которая касается проведения экспериментатора, заключается в том, чтобы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение – достаточно ровным, доброжелательным и уважительным по отношению к испытуемым.
Еще по теме:
Супружеские конфликты как компонент деструктивных супружеских отношений
Семейные конфликты - это противоборство между членами семьи на основе столкновения противоположно направленных мотивов и взглядов.
Семейные конфликты имеют свои особенности, учет которых необходим при предупреждении и разрешении таких ко ...
Эмоциональные процессы и управление эмоциями
Анализируя причины своих неудач или ошибок или неудач и ошибок подчиненных, руководитель нередко приходит к выводу, что именно эмоции помешали справиться с задачей. Кто-то плохо провел деловую встречу, потому что сильно нервничал, кто-то ...
Здоровье человека
Если норма является физиологической мерой здоровья, характеризует организм и его составные компоненты с количественной стороны, то здоровье – это комплексная, интегральная и качественная характеристика организма и личности человека. Здоро ...