В последние годы существенно изменились приоритеты начального образования – на первый план выдвинулись цели развития личности ученика, формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей невозможна без точного знания интеллектуальных и личностных особенностей каждого ученика.
Роль гуманитарного знания в картине мира современного человека может быть обозначена как роль исходных посылок для интеллектуального, сознательного отношения к собственной сущности.
Для человека использующего гуманитарное знание существенным становится момент соответствия знания с его типичными переживаниями, с его личной, если можно так сказать, открытостью знанию о себе, как о человеке.
Развитие человека как личности происходит в общем, контексте его жизненного пути, который определяется как история «формирования и развития личности в определенном обществе, развития человека как современника определенной эпохи и сверстника определенного поколения» [73, с. 34]
Поскольку школа занимает ведущее место в формировании и развитии личности, то становится крайне важным психологическое диагностирование уровня познавательных процессов учащихся. Последнее даст возможность разработать практические рекомендации для школьников, учителей и родителей с учетом индивидуальных особенностей.
Чтобы стать универсальным, человек должен овладеть единством совокупной деятельности всего человечества, в существенном его содержании. Иными словами разносторонне развитый человек – это, прежде всего человек умственно развит.
В связи с развитием государственной политики и экономики в русле рыночных отношений более остро возникает проблема высококвалифици-рованных специалистов. Необходимым условием для повышения профессионализма является разностороннее развитие личности.
Серьезной проблемой нашего времени является падение у школьников интереса учебным занятием, снижение общего уровня культуры учебного труда. Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным знанием может вступать как причина накопления отрицательных эмоций у детей по отношению к школьной ситуации и как следствие неудачного опыта пребывания в школе. И в том, и в другом случае, у детей возникает явление школьной дезадаптации в различных ее проявлениях.
Гуманизация процессов обучения в школе, являясь общей проблемой относительно выделенной категории детей, превращается в проблему создания реабилитационных программ. Психологически важным является соединение в таких программах обучающих и воспитывающих воздействий на учеников. Обучающее воздействие должно касаться как собственно предметно – познавательных действий, связанных с определенными учебными предметами, так и общих познавательных способов важных для учения в целом.
Развитие образования, обретенное им все более гуманитарного облика неразрывно связано с развитием его участников, гуманизацией, психологической утонченности сознания учителей, продуманностью и дальновидностью их педагогической практики.
Разработка концепции и моделей «развивающего обучения» проводится в мировой и отечественной психологии уже не первое десятилетие. Широко известны открытия наших отечественных психологов, создающих школы – экспериментальные лаборатории: школы – «Л.В. Занкова», - «Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова», «Ш.А. Амонашвили». В настоящие время становятся все более известными школы «Диалога культур» В.В. Библера - С.Ю. Курганова.
Вопрос умственного развития мышления и интеллекта рассматривались в трудах В.С. Бехтерева, В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.С. Лейтеса, Ж. Пиаже, А.Н. Леонтьева, А..Р. Лурин, С.Л. Рубинштейна, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина и другими.
Исследование умственного развития детей проводивших учеными (А.Н. Леонтьев, А..В. Запорожец, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Л.В. Венгер), позволили установить, что в основе этого развития лежит овладение различными видами познавательных ориентировочных действий, причем основное место среди них занимают перцептивные
и мыслительные действия. Образование перцептивных и мыслительных действий у детей происходит путем интериоризации внешних, материальных ориентировочных действий. Умственное развитие выступает как закономерный процесс, имеющий свою логику, которая, в конечном счете, определяется более общей логикой развития личности ребенка в целом, изменение места, занимаемого им в системе общественных отношений, и сменной видов деятельности, внутри которых формируются познавательные действия.
Тем не менее, в практической деятельности выясняется тот факт, что не всем учителям знакомы эти исследования или же они не эффективно используются, а потому часто возникает противоречие между тем, как должен осуществляться процесс развития, и тем, как это происходит: выпадает существенное звено управления этим процессом – диагностирование.
Решение этого противоречия и определило тему работы «Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников».
- Психологические особенности детей начального этапа общения в психолого-педагогической литературе
- Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии
- Умственное развитие и учебная деятельность младшего школьника
- Теоретические основы организации и проведения диагностических исследований
- Особенности психодиагностики познавательных процессов детей младшего школьного возраста
- Методы психодиагностики мышления младшего школьника
- Заключение
Еще по теме:
Что значит быть современным человеком
Современный – относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе (Словарь русского языка: В 4-хт. Т.4.- М., 1984.- с.177).
Современность - многозвучная гамма понятий и чувств, связывающих человека и жизнь. Право быть с ...
Личность и индивидуальность
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах те ...
Эмоции
Эмоции - это особый класс субъективных, психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний приятного или неприятного, процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение актуальных потр ...