Восприятие учащихся в начале младшего школьного возраста тесно связано с действиями, с практической деятельностью ребенка. Воспринять предмет – значит, это делать с ним, взять, потрогать его. Да и воспринимается в основном то, что соответствует потребностям младшего школьника, что, включается непосредственно в его жизнь, деятельность, на что специально указывает учитель. Восприятие на данном уровне психического развития еще не является в полной мере особой, специфической деятельностью, имеющей свои специальные познавательные цели .
Для восприятия учащихся I и II классов характерно ярко выраженная эмоциональность. В первую очередь воспринимаются те объекты или их свойства, признаки, особенности которые вызывают у детей непосредственную эмоциональную реакцию. «Эмоционально-нейтральное» восприятие детям этого возраста мало доступно. Отсюда и еще одна особенность восприятия младшего школьника, наглядное, яркое, живое воспринимается лучше, отчетливее, эмоциональнее, чем, например, символические и схематические изображения. Восприятие наглядного изображения может, например, затормозить, а в некоторых случаях и исказить восприятие символического изображения. В период первоначального обучения яркие, цветные иллюстрации в книге оказывают отрицательное влияние на формирование навыков чтения, замеряет темпы чтения, увеличивают количество ошибок, т.е. подсказывают отдельные детали, побуждают к догадкам, угадыванию слов.
Все это делает чтение неточным и субъективным. Когда элементарный навык чтения уже приобретен, тогда иллюстрации начинают положительно влиять на развитие речи, на формирование интереса к чтению [29, с. 42].
В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития. Прежде всего, в процессе правильно организованного обучения восприятие младшего школьника принимает характер целенаправленной и управляемой специфической деятельности. Учитель специально организует восприятие младших школьников, ставит перед ними соответствующие задачи, учит их регулировать процесс восприятия и контролировать его результаты. Принимая характер специальной деятельности, восприятие «эмансипируется», освобождается в этом смысле от влияния непосредственной деятельности. Деятельность в процессе восприятия, конечно, сохраняется, но отношение восприятия и деятельности начинает носить иной характер. Если раньше школьник воспринимал предмет для того, чтобы правильно действовать с ним (основной целью было действие, а восприятие – его необходимой предпосылкой), то теперь он действует с предметом, для того чтобы правильно воспринять его (основной целью является восприятие, а действие – его условием.)
В процессе обучения восприятия, становясь особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализируемым, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. В связи с этим изменяется роль слова в восприятии. Учащихся 1-3 классов слово по преимуществу выполняет функцию называния (словесное обозначение после узнавания объекта), этим и завершается анализ, восприятие. У учащихся более старших классов слово-название является, скорее, самым общим обозначением объекта, предшествующим более глубокому его анализу.
Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь очень велика роль учителя, который повседневно воспитывает умение не просто смотреть, но и рассматривать, не просто слушать, но прислушиваться, специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки и свойства предметов и явлений, указывает, на что следует обратить внимание, приучает детей планомерно и систематично анализировать воспринимаемые объекты. Это необходимо делать и на экскурсиях, и в школе и при демонстрации различных наглядных пособий, при организации практических работ на уроках рисования, в трудовой деятельности школьников. Как показывают психологические исследования одним из эффективных методов организации восприятия и воспитания наблюдательности является сравнение. Восприятие при этом становиться более глубоким, количество ошибок уменьшается. Так, при изолированной демонстрации изображений волка и собаки, орла и сокола, собаки и кошки младшие школьники выделили меньше существенных признаков, чаще путали существование и случайные признаки, чем при одновременной демонстрации изображений сходных объектов.
Еще по теме:
Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого поня ...
Взаимодействие трех основных функциональных блоков мозга
Мы рассмотрели современные представления о трех основных функциональных блоках мозга и постарались показать роль каждого из них в организации сложной психической деятельности.
Было бы неправильным думать, что каждый из этих блоков может ...
Патохарактерологический диагностический опросник
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии действительно обнаружилось, что люди с определенным типом строением тела имеют склонность к заболеваниям, кот ...