Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии

Полезная информация » Диагностика и коррекция уровня развития познавательных процессов младших школьников » Вопросы развития познавательных процессов детей младшего школьного возраста в отечественной и зарубежной психологии

Страница 10

Московский психолог С.Ф. Жуйков организовал специальное обучение детей (им составлен в содружестве с педагогами экспериментальный учебник русского языка), чтобы доказать возможность младших школьников быстрее осваивать грамматику и орфографию, чем это предусмотрено ныне действующими программами. Работа ведется в соответствии с принципами развивающего обучения.

Процесс обучения организован так, чтобы у детей, начиная уже с I класса, активно формировались интеллектуальные операции. У учащихся этих экспериментальных классов был сформирован в общем более высокий уровень абстрагирования и обобщения сравнительно с детьми обычных классов [19, с. 42].

Психологи и педагоги, проводящие экспериментальное обучение в начальных классах без отметки, также по принципам развивающего обучения, констатирует большую самостоятельность мышления и большие способности и анализу у учащихся.

Украинский психолог А.В. Скрипченко проводит экспериментальное обучение младших школьников математике и также отмечает, что при определенных условиях можно добиться более высокого уровня способности к обобщению, абстракции, анализу, чем это считается возможным.

Широко известен многолетний опыт обучения, проводимый под руководством психолога и педагога Л.В. Занкова [66, с. 113]. Экспериментальное обучение в начальных классах ведется в соответствии с идеями и принципами, разработанными Л.В. Занковым, и содействует интенсивному умственному развитию младших школьников. Развивающее обучение, по Л.В. Занкову, и направленно, прежде всего на преодоление недостатков обучения. В разработанной экспериментальной системе развивающего обучения, по Л.В. Занкову, заложены принципы:

– принцип обучения на высоком уровне трудности. Его реализация предполагает соблюдение меры трудности, преодоление препятствий, осмысление взаимосвязи и систематизацию изучаемых явлений (содержание этого принципа соотнесено с проблемностью в обучении);

– принцип ведущей роли теоретических знаний, согласно которому обработка понятий, отношений, связей внутри учебного предмета и между предметами не менее, важна, чем обработка навыков (содержание этого принципа может быть соотнесено со значимостью понимания общего принципа действия);

– принцип осознания школьниками собственного учения. Он направлен на развитие рефлексии, на осознание самого себя как субъекта учения (содержание этого принципа может быть соотнесено с развитием личностной рефлексии, саморегуляции);

– принцип работы над развитием всех учащихся. Согласно ему, должны быть учтены индивидуальные особенности, но обучение должно развивать всех, ибо «развитие есть следствие обучения» (содержание этого принципа может быть соотнесено с гуманизацией образовательного процесса).

Принципы, разработанные и проверенные Л.В. Занковым в сотнях школ, уже использованы при составлении новых программ для начальных классов. При определенном содержании и условиях обучения у детей этого возраста можно сформулировать понятия, оперирование которыми обнаруживает у младших школьников высокий уровень способности к обобщению и абстракции, к овладению знаниями научного, теоретического характера.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 

Еще по теме:

Взаимоотношения старшего дошкольника с родителями
Родители являются эталоном, по которому дети сверяют и строят свое поведение. В силу малого жизненного опыта они не в состоянии соотнести правильность навязываемых моделей поведения с объективной реальностью. Строгость отца или матери, ес ...

Счастье
В счастье, как вершине удовольствия, заключен смысл жизни человека. Счастье - это эмоциональное состояние, которое является результатом удовлетворения какой-либо значимой для человека потребности, желанной им и выстраданной. Такой потребн ...

Разделительное доказательство
Во всех рассмотренных косвенных доказательствах выдвигаются две альтернативы: тезис и антитезис. Затем показывается ложность последнего, в итоге остается только тезис. Можно не ограничивать число принимаемых во внимание возможностей толь ...

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.inminds.ru