Толерантность часто трактуется как терпимость к иному. Однако в последнее время исследователи все чаще высказываются против понимания толерантности как снисходительно-равнодушного отношения к другому. Индифферентной терпимости противопоставляется активная позиция принятия, признания, понимания другого. Таким образом, под толерантностью можно понимать ценностное отношение к культурному разнообразию общества, выражающееся в признании, принятии и понимании иных культур [86, с. 24].
Основные направления формирования толерантности в процессе обучения и воспитания подрастающего поколения.
Первым направлением является развитие и воспитание учащихся в духе открытости, понимания и принятия других народов, признание ценности многообразия культур и истории.
В рамках данного направления основные положения и принципы толерантности реализуются через решение задач поликультурного образования, включающих овладение учащимися знаниями истории и культуры своего народа, формирование представлений о многообразии культур в мире и воспитание положительного отношения к ним и прошлому своего народа.
Средствами развития служат расширенные программы и курсы по истории, разработка учебников по политической географии, этнической истории и этнокультурологии. Школьники знакомятся с историей, культурой, религией различных национальностей. Воспитательная цель данного направления заключается в подготовке молодёжи к предупреждению ситуаций, порождающих межэтническую, эмоциональную напряжённость. Для реализации данного направления важно переработать и переосмыслить учебные пособия и учебники с позиций педагогики толерантности. Исходным принципом данного направления является осознание перехода от «человека образованного» к «человеку культуры».
Второе направление предусматривает обучение по использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов, отказ от насилия.
Воспитание толерантности состоит в утверждении ценности человеческого достоинства и неприкосновенности каждой человеческой личности. Во всех декларациях прав человека и международных стандартах это главный мотив осуществления усилий по достижению мира и установлению демократических форм правления как полной противоположности нетерпимости.
Уважение и терпимость к другим точкам зрения и мнениям представляют собой «интеллектуальные добродетели» и являются составляющими нравственных принципов человека. Развивая у учащихся миролюбие, необходимо делать акцент на таких понятиях, как мир, свобода, равенство, личность, взаимодействие, демократия, права, ответственность, справедливость. В системе школьного и профессионального образования при изучении социально-гуманитарных дисциплин необходимо обсуждать последствий проявления вражды и нетерпимости в мире, геноцидов, ксенофобии, расовых и этнических конфликтов, религиозных войн и давать им объективную оценку Недопустимо доминирование интерпретаций только собственного народа или группы как жертвы и страдальца в результате действий других народов. Современная система обучения и особенно воспитания предполагает разъяснение прав человека и форм проявления нетерпимости.
Третье направление включает воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения и привития идей альтруизма и уважения к другим. Только люди, лишённые высокомерия, предрассудков и предубеждений в отношении других народов, религий, полов, поколений, обладают этической толерантностью, способны свободно, сдержанно и ответственно выражать собственные суждения, позиции, мнения, не нанося вреда окружающим.
Знания основ терпимости, понятий «толерантность», «толерантные отношения» выступают эффективным средством формирования духовного начала и творческого сознания личности. В этом случае знания, приобретаемые учениками, выступают как инструмент, с помощью которого происходит познание мира, нравственное становление личности.
Еще по теме:
Движения простейших
Движения простейших отличаются большим разнообразием, причем в этом типе простейших животных встречаются способы локомоции, которые совершенно отсутствуют у многоклеточных животных. Это своеобразный способ передвижения амеб при помощи «пе ...
Типы акцентуаций
По мнению К. Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную Леонгардом, входят следующие ти ...
Воспитание младшего школьника в играх
Изменение роли игры в младшем школьном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очере ...