Первым из психологов, начавший разрабатывать проблематику Я-концепции был Уильям Джеймс. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание этого опыта). Эти две стороны всегда существуют одновременно. Именно Джеймсу принадлежит первая и весьма глубокая концепция личностного «Я», рассматриваемого в контексте самопознания; он выдвинул гипотезу о двойственной природе интегрального «Я»; многие его формулировки касающиеся дескриптивной, оценочной категории «Я», что послужило впоследствии развития представления Я-концепции. (13.с.142)
В первые десятилетия двадцатого века изучением Я-концепции занимались не только многие психологи но и социологи. Главными теоретиками стали Чарлз Кули и Джордж Мид.
Чарлз Кули первым подчеркнул значение субъективно интерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главного источника данных о собственном «Я». Так же он предложил теорию «зеркального-Я», утверждая, что представления индивида о том, как его оценивают другие существенно влияют на его Я-концепцию. «Зеркальное-Я», возникает на основе символического воздействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых он является. Такая группа характеризующаяся непосредственным общением ее членов между собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактов между набольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграции индивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляют индивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я-концепция формируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которого усваиваются ценности, установки и роли.
Джордж Мид считал, что становление человеческого «Я», как целостного психологического явления, в сущности, есть не что иное, как происходящий внутри «индивида» социальный процесс. Что через условия культуры (как сложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членов общества) человек способен предсказывать как поведение другого человека, так и то, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Что самоопределение человека как носителя той или иной роли осуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуют у других людей относительно этого человека. Человек для Мида не одинокое существо, что именно общество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я-концепции. (17.с 242.)
Подход Эриксона, обобщен к социально-культурному контексту становления сознательного Я индивида – эго. Источником эго-идентичности являются, по Эриксону, « культурно значимое достижение» Идентичность эго индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций. Эриксон уделял особое внимание юношескому кризису развития и размытости эго-идентичности в этот период. Так же Эриксон предложил генетическую теорию формирования эго-идентичности.
Многие психологи и социологи изучали Я-концепцию. Но современное состояние теоретических разработок в изучении Я-концепции индивида в значимой мере достигнуто было благодаря работам Карла Роджерса и его клинической практике.
Самость или Я-концепция (Роджерс использовал эти термины взаимозаменяемо) определяется как: организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а так же ценности, связанные с этим восприятием. Этот гештальт, который доступен осознанию, хотя е обязательно осознаваемый.
По Роджерсу, Я-концепция включает не только наше восприятие того, какие мы есть, но так же и то , какими бы хотели быть, какими полагает должны быть. Этот компонент «Я» называется Я – идеальное – это «Я» которое человек больше всего ценит и к которому больше всего стремиться. Я-концепция является продуктом социализации. И отсюда вытекают условия (выдвинутые Роджером), важные для развития Я-концепции:
Потребность в позитивном внимании – для любого человека важно чтоб его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание «Я», она всепроникающая и устойчива. Впервые она проявляется у младенца, как потребность в любви и заботе, а в последствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, когда им недовольны. Позитивное внимание является либо приобретаемым, либо врожденным .
Еще по теме:
Нейропсихологическая коррекция и абилитация когнитивной сферы ребенка
младшего подросткового возраста
В подростковом возрасте наряду с прогрессивным созреванием и, соответственно, увеличением доли "ответственности" коры за протекание когнитивных психических процессов, значительные влияния оказывает на них подкорковая импульсация ...
Характеристики коммуникатора, способствуещие эффективной коммуникации
Трудно переоценить вклад качественного общения в человеческие взаимоотношения и жизнь в целом, поэтому очень важно разобраться в том, какие именно характеристики коммуникатора необходимы для достижения по-настоящему эффективной коммуникац ...
Природа эмоций. Теории эмоций
Психологи в течение длительного времени пытались решить вопрос о природе эмоций. В 18-19вв. не было единой точки зрения, однако самой распространенной была интеллектуалистическая позиция: органические проявления- следствие психических явл ...