Воспитание толерантности у подростков

Страница 2

Четвёртое направление основано на практической стороне воспитания толерантности путём формирования умений и навыков конструктивного общения в ситуациях проявления различий между людьми, разногласий и конфликтов, развития умений эффективного взаимодействия с представителями различных этнических культур. Диалог не только рассматривается в качестве приёма усвоения знаний и умений, но и определяет стиль межличностного взаимодействия в учебном процессе [8, с. 37 – 38].

Выделим несколько необходимых условий, важных для развития толерантности у школьников-подростков [86, с. 25].

1. Необходима педагогическая организация встреч ребенка с различными культурами. Уроки (а здесь мы говорим только о потенциале урочных форм работы) истории, граждановедения, обществознания позволяют организовать такие «встречи», опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими ценностные приоритеты других культур, иную логику мышления и поведения людей.

Трудность, которая может возникнуть здесь у педагога, заключается в следующем. Более легкой для ребёнка (а потому чаще избираемой им) стратегией является обнаружение отличий иной культуры от своей собственной и последующее эмоциональное оценивание этих отличий как ненормальных и девиантных. К этому категоричному, «черно-белому» оцениванию может свестись вся мыследеятельность подростка. Задача (и весьма непростая) педагога – не допустить столь поверхностных оценок и инициировать более глубокий и при этом самостоятельный анализ школьниками иных культур. Итак, сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Педагогу нужно создавать и другие условия.

2. Необходимо вводить на занятии элемент проблематизации. Это может быть проблематизация различных исторических фактов или явлений современности, рассматриваемых на уроке. За многими из них скрываются серьёзные нравственные проблемы. Педагогу важно вместе со школьниками найти, озвучить и проанализировать их.

Не так уж сложно обнаружить такие проблемы, например, во взаимоотношениях средневековой официальной церкви и еретиков, в крестовых походах христиан или священном джихаде мусульман, в создании еврейских гетто в нацистской Германии или фактах депортации народов в сталинском СССР, в политике расовой сегрегации США или так называемом «деле Дрейфуса» во Франции, в моноидеологии тоталитарных режимов и т.п.

Гораздо сложнее школьнику увидеть нравственные проблемы, например, в положении иммигрантов – их русификация часто считается естественным и необходимым условием доброжелательного к ним отношения со стороны государства и местных жителей, а сохранение ими собственных культурных особенностей оценивается как странность и обычно вызывает раздражение и насторожённость. Не задумываются ребята и над нравственной стороной использования национальных стереотипов. Чрезвычайно тяжело заметить проблему в использовании европоцентристских и христианоцентристских клише вроде «открытие Америки», «цивилизованные и нецивилизованные народы» и т.д.

Сложность обнаружения подобных нравственных проблем связана с тем, что ситуации, оцениваемые культурным меньшинством как социально несправедливые, школьниками – представителями доминирующей культуры – оцениваются как вполне нормальные и само собой разумеющиеся. Эти оценки кажутся ребятам вполне очевидными и естественными, Психологи называют это эго-, этно- или культуроцентризмом. В такой ситуации педагогу важно проблематизироватъ не столько рассматриваемые факты и явления, сколько сознание школьника, заставить ребенка усомниться в очевидности его оценки.

Однако даже обнаружение и осознание собственных культурных стереотипов, эгоцентризма, этноцентризма вовсе не означает, что подросток преодолевает их, изменяет свое отношение к другому.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Ценности и ценностные представления.
Ценности, как известно, составляют ядро культуры, а ценности личности аккумулируют в себе основное содержание ее духовного мира. Они же как интимное достояние личности представляют прибежище свободы личности и выводят ее в область социаль ...

Деловое общение
Перцептивная сторона – это процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания. Для перцептивной стороны общения характерно формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, устан ...

Общая характеристика высшего уровня элементарной сенсорной психики
Как уже отмечалось, наиболее низкоорганизованные формы многоклеточных беспозвоночных стоят на том же уровне психического развития, что и высшие представители простейших. Но то, что здесь не обнаруживаются существенные различия в поведении ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru