Функции, структура и содержание конфликтов

Полезная информация » Детско-родительские конфликты » Функции, структура и содержание конфликтов

Страница 1

Конфликты могут выполнять позитивные и негативные функции.

К позитивным функциям конфликтов относятся:

– разрядка напряженности между конфликтующими сторонами (конфликт способствует установлению лучшего взаимопонимания между людьми, но это возможно только при социальном контроле за ходом конфликта);

– информационная и связующая функции (люди могут проверить и лучше узнать друг друга);

– сплочение и структурирование организаций (противоборство с внешним врагом, преодоление общих трудностей поддерживает организованность совместных действий людей в группе);

– стимулирование к изменениям и развитию (конфликты могут заставить людей искать новые пути и аргументы в отстаивании своих позиций, достижении лучших результатов во взаимодействии);

– снятие синдрома покорности (при развитии конфликта люди начинают высказывать идеи, которые ранее скрывали, что позволяет глубже понять ситуацию, проработать варианты решения проблем);

– диагностическая функция (при активизации каждая сторона сплачивается вокруг общих интересов, выявляются противники, и конфликт может быть быстрее разрешен).

К негативным функциям конфликта относятся:

– большие эмоциональные и материальные затраты на разрешение конфликта;

– исключение из коллектива, группы, увольнение сотрудников, снижение производительности труда или обучения, ухудшение социально-психологического климата в коллективе, группе;

– уменьшение степени сотрудничества между сторонами в будущем или полное прекращение такового;

– неадекватное (завышенное) восприятие своей группы, коллектива по отношению к другим группам, представление о других группах как о враге;

– утверждение духа конфронтации в организации, группе или обществе в целом, придание большего значения борьбе и победе в конфликте, чем решению реальных проблем.

Структуру конфликта можно выразить формулой:

Конфликт = Конфликтная ситуация + Инцидент.

Объектом конфликта является реальный или идеальный предмет, который служит причиной конфликта. Объект конфликта очень трудно, подчас невозможно определить. Кроме того, существует опасность, что в процессе конфликтного взаимодействия один объект конфликта может быть подменен другим, что часто происходит неосознанно и усложняет разрешение конфликта.

Субъекты (стороны) конфликта – это непосредственные его участники. Некоторые ученые предлагают разделять стороны и участников конфликта, мотивируя это тем, что при развитии в нем могут оказаться случайные люди (участники конфликта), чьи интересы не совпадают с интересами сторон (субъектов) конфликта, но которые оказались в зоне действий последнего.

Цели, мотивы и задачи конфликтующих сторон определяют позиции субъектов – внутренние и внешние. Первые представляют собой открыто предъявляемые требования к оппоненту. Вторые содержат истинные мотивы вступления в конфликт. Внутренняя позиция может не совпадать с внешней. Кроме того, она может быть неосознаваемой и самим субъектом. Для конструктивного разрешения конфликта необходимо правильно осмыслить свою внутреннюю позицию.

На конфликтную ситуацию большое влияние оказывает образ ситуации оппонента, его видение сложившихся условий. Часто образы ситуаций обеих сторон бывают прямо противоположными, а для разрешения конфликта важно уметь посмотреть на проблему глазами оппонента. Что при участии представителей разных этносов часто практически невозможно, особенно если они не знают национальной психологии друг друга.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Использование художественной деятельности на мероприятиях по изучению истории родного края
Художественная деятельность занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. При аттестации детских садов это направление выделяется как приоритетное наряду с интеллектуальным и ...

Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением. Синдром эмоционального вы ...

Понятие «характер» в психологии
Слово “характер” общеупотребительно. Когда же его употребляют? Во-первых, когда хотят оценить поведение человека. Во-вторых, когда речь идет не о случайных для данного человека особенностях его поведения, а о постоянных, привычных для нег ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru