Послеродовая депрессия развивается у молодых матерей в первый месяц после родов. Так как рождение ребенка является важным этапом и отчасти критическим периодом в жизни женщины, то организм в это время оказывается наиболее уязвимым. Такая депрессия проявляется в эмоциональной неустойчивости, утомляемости, расстройствах сна, повышенной тревожности, чувства отторжения ребенка.
Особенностью цикрулярной депрессии являются суточные, сезонные или другие варианты колебания настроения. Среди вегетативных признаков проявляются учащенное сердцебиение, головокружение, тошнота. Возможны панические расстройства.
Депрессия у детей встречается реже, чем у взрослых. Симптомы у детей также несколько отличаются, это главным образом потеря аппетита, проблемы со сном, кошмарные сновидения, проблемы с учебой, которых раньше не наблюдалось, плохая успеваемость, в эмоциональной сфере замкнутость, недоверчивость, агрессия. У подростков одним из индикаторов также может стать использование наркотиков или алкоголя.
Основой для развития депрессии у ребенка может стать непринятие и эмоциональная холодность его родителей, особенно матери. У ребенка не формируются внутренние психологические структуры, способные регулировать самооценку; ему необходима постоянная внешняя психологическая поддержка. В подростковом возрасте могут прибавиться неблагополучная семейная обстановка, стрессы в школе, в коллективе сверстников, эмоциональная неустойчивость. С момента перехода ребенка в школу основными причинами депрессии становятся проблемы с учебой и классным коллективом (смена учителя или одноклассников, отставание от других учеников, оскорбительное отношение педагогов).[6]
Для детской депрессии в основном также справедливо разделение на психогенную и эндогенную депрессию. Наиболее выражена депрессия в подростковом возрасте. Чувства грусти, печали сочетаются с мыслями о собственной ущербности и неполноценности, непривлекательности для одноклассников, болезненности. Внешне депрессия подростка проявляется по-разному: вялостью, апатичностью, грубостью, дерзостью или непослушанием, тревожными беседами о своем здоровье или внешнем виде. Ослабление волевых качеств и потеря энергии могут выражаться в постоянном бездействии, длительном пребывании перед телевизором, перечитыванием знакомых книг, возвращении к играм младшего детского возраста. Ученик не может взяться за выполнение уроков, при этом ропща на лень и безволие. При проблемах с оценками школьник пытается избежать неприятных ситуаций: пропускает занятия, убегает с уроков, может совсем оставить обучение в школе.
Подросток во время депрессии на любые замечания реагирует грубо, в
резкой форме, проявляет агрессию, под час физическую. В его поведении доминирует конфликтность, задиристость, нетерпимость. В кругу родных подросток недружелюбен, скрытен, особенно по отношению к тем родственникам, что проявляют жесткость и прямолинейность.
Как правило, детская депрессия затяжная. Обычно она длится 1-3 месяца, и редко протекает быстротечно и короткофазно. Интенсивность проявлений детской и подростковой депрессии колеблется и зависит от обстановки в семье, физического состояния ребенка, его темперамента и особенностей характера. [7]
Главной психологической защитой во время депрессии, к которой чаще всего прибегают больные является интроекция. С точки зрения психиатрии интроекция – очень важный психический процесс, которые позволяет диагностировать и лечить депрессию. Интроекция – привлечение во внутренний мир личности взглядов, установок и мотивации других индивидов, это также основа самоидентификации. В результате этого процесса, то что происходит во внешнем мире может проявляться больным, как внутренние процессы. В случае позитивного применения интроекции она помогает осуществить простейшую идентификацию себя с другими значимыми личностями. [8]
Еще по теме:
Преподавательская деятельность психолога
Настоящее преподавание предполагает не только передачу студентам основ данной науки, но и постоянную демонстрацию возможных рассуждений по поводу этих основ, а также демонстрацию возможностей самого научного метода при анализе и решении п ...
Человек как субъект сексуальности
Сексуальность человека — совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков человека, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Сексуальность является врожденной потребност ...
Тревожность
Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределённой опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий.
Тревожные дети об ...