Для оказания помощи проблемному ребенку необходимо оценить не только уровень его развития, но также и степень его дезадаптации. Выбор эффективных средств помощи детям младшего подросткового возраста, повышающих возможности их обучения и способствующих их адаптации, должен быть основан не только на четком понимании причин дезадаптации, но и на выявлении и эффективном использовании тех социальных механизмов, которые могут оказать влияние на возможности адаптации ребенка в конкретных условиях его жизнедеятельности. Группа исследователей, занимающихся проблемами школьной дезадаптации во главе с О.А.Матвеевой [29, с. 153] выявили, что в настоящее время социально-психологические условия обучения и воспитания детей в нашей стране таковы, что практически всем детям полезна специальная профилактическая помощь психолога, способствующая адаптации их к учебному процессу и стимулирующая их развитие. Это поставило перед ними задачу разработки специальной программы для оказания такой помощи детям непосредственно в школе педагогами дополнительного образования. В результате ими была разработана программа «Каждому пятикласснику — творческий шанс»
, предназначенная для социально-педагогической, коррекционно-развивающей и профилактической работы в школе.
Разработанная авторским коллективом программа, предусматривает не только возможность выявления причин дезадаптации ребенка, но и выбор форм коррекционно-развивающей работы и способов ее организации с учетом ресурсов самого ребенка, его социального окружения, а также возможностей специалиста, реализующего эту модель. Целью при этом является объединение усилий (значимых для ребенка) взрослых, которые, по возможности, вовлекаются в организуемую педагогом развивающую и коррекционную работу. Педагог и психолог общеобразовательного учреждения при этом осуществляет воздействие на ребенка не только непосредственно, в режиме групповой и индивидуальной работы в специально организованной среде, но также и через родителей и учителей, меняя с их помощью систему требований и подкреплений в актуальной ситуации развития ребенка.
Предлагаемую программу можно рассматривать как средство профилактики социальной дезадаптации детей путем восстановления и укрепления связей в системе «ребенок — родитель — учитель» в процессе специально организованной развивающей и коррекционной работы с детьми. Формой реализации предлагаемой программы является прикладная модель коррекционно-развивающей работы, которая была использована ее авторами в школе при организации взаимодействия психолога со школьной администрацией, классным руководителем и другими педагогами, работающими с классом.
Отметим возможные способы реализации данной программы. Предлагаемый вариант психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов основан на сотрудничестве психолога с классным руководителем или другим лицом в школе, заинтересованных в стимулировании развития детей выбранного класса. Программа реализуется путем создания для детей искусственной среды в виде социально-педагогического тренинга с последующим расширением этой среды до ситуации учебной деятельности, а также включает систему внеклассных мероприятий. При работе с детьми психолог опирается не только на классного руководителя или другое заинтересованное лицо, но также на родителей и учителей, включая, по возможности, их в систему реализации программы.
Важной целью социально-педагогического вмешательства является в первую очередь осуществление воздействия на стиль взаимоотношений взрослых с ребенком. Это позволяет:
— изменить состояние ребенка, создав поддерживающую среду, в которой осуществляется коррекция и развитие недоформированных функций;
- изменить отношение взрослых к ребенку, информируя их о его реальном состоянии и возможностях, и создать позитивные ожидания взрослых относительно положительных изменений ребенка.
Еще по теме:
Деловые подарки
Подарки – это всегда приятно. Причём как дарить, так и получать. Традиция дарить подарки стала неотъемлемой частью культуры деловых отношений. Деловые подарки коллегам, партнёрам, руководителям и подчинённым делают нашу трудовую жизнь бог ...
Консолидация общества
Доминирующий в сознании многих людей образ - вполне серьезная основа для консолидации, хотя стоит задуматься о том, какой силы консолидация нужна власти для сохранения собственной стабильности Проблема состоит в том, что не согласующийся ...
Анализ итогов деловых переговоров
Переговоры можно считать завершенными, если тщательно и ответственно проанализированы их результаты, когда приняты необходимые меры для их реализации; сделаны определенные выводы для подготовки следующих переговоров:
1) Анализ итогов пер ...