В последнее время термины «депрессия» и «депрессивность» все чаще появляются на страницах различных изданий и звучат из уст разных людей. Многие понимают депрессию и депрессивность, как просто плохое настроение, вызванное негативными факторами, однако это далеко не так.
Депрессия – это психическое расстройство, как правило, возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто развивается без какой-либо видимой причины.[1]
В диагностическом смысле термин «депрессия» обозначает психическое заболевание, основным критерием которого являются эмоциональные расстройства. Кроме того, не следует забывать, что депрессия сопутствует большому количеству психических заболеваний с различным происхождением. В связи с этим остается справедливым мнение знаменитого ученого Фрейда о том, что имеют место взаимодополняющие причины и факторы возникновения депрессий, в том числе наследственные и физиологические, конституциональные. Исходя из этого, ключ к пониманию депрессии кроится в комплексе различных нейрофизиологических и психологических исследований, проводимых после углубленной клинической диагностики. Как сопутствующий симптом депрессии значительно различаются, так они могут быть разными при неврозах, шизофрении, пограничной и циклотимической патологиях.
Главными отличиями психического расстройство от просто подавленного настроения является то, что имеет место патологический физический и психический процесс, угрожающий здоровью и жизни больного.
Увеличение числа страдающих депрессией на планете обусловлено способом жизни современной цивилизации: ускоренным темпом жизни, стрессами, повышенными требованиями к работникам, социальной и политической нестабильностью, неблагоприятной экономической обстановкой, миграцией, неуверенностью людей в своем будущем.
Как психическое заболевание, депрессия хорошо поддается лечению, более чем в 80 % случаев наступает полное выздоровление, тем не менее, в настоящее время именно депрессия — наиболее распространенное психическое заболевание. Часто человек, страдающий депрессией, начинает злоупотреблять алкоголем (или иными препаратами, воздействующими на центральную нервную систему).[2]
К основным симптомам депрессии относятся: подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств, ангедония - потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности, выраженная утомляемость, пессимизм, чувство вины, бесполезности, тревоги и (или) страха, заниженная самооценка, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти или самоубийстве, нестабильный аппетит, отмеченное снижение или прибавление в весе, нарушения сны и прочее. Депрессия сопровождается также повышенным вниманием к собственному внутреннему миру и падением интереса к событиям внешнего мира. Больной нередко убежден в том, что определенные компоненты и качества его личности, ущербны, неполноценны, нездоровы (ипохондрия). Порой выражено дает о себе знать ипохондрическая тревога, которая иногда является первичной.
Среди поведенческих проявлений депрессии можно выделить пассивность, трудность вовлечения в целенаправленную деятельность, избегание контактов. В интеллектуальной и волевой сфере наблюдаются трудности принятия решений, замедленность мышления.
С точки зрения психоаналитика одним из наиболее распространенных
симптомов депрессии является нарушение регуляции самооценки. Жертвами депрессии становятся пациенты с нестабильной самооценкой, не имеющее внешней опоры, поддерживающей из Я-образ.
Выяснить причины депрессии порой бывает довольно сложно. Это могут быть, как физиологические источники, например, опухоли головного мозга, черепно-мозговая травма, эндокринные заболевания, так и психологические: травматические, стрессовые ситуации.
Еще по теме:
Диагностика
Шизофрения отличается большим спектром клинических проявлений, и в ряде случаев ее диагностика представляет большие трудности. В основу диагностических критериев положены так называемые негативные расстройства или своеобразные изменения в ...
Структурированные методики оценки риска делинквентного поведения у
несовершеннолетних правонарушителей
Постоянный рост детской и подростковой преступности является одной из наиболее важных проблем современного общества, которая актуальна как в нашей стране, так и за рубежом. В связи с этим особенно остро встает вопрос о возможной профилакт ...
Рождение
педагогической системы М. Мантессори
В 1896 г. М. Монтессори заканчивает университет и становится первой в Италии женщиной – доктором медицины. Она могла выбирать различные пути, но останавливается на самом неблагодарном: создает специальную школу, а затем и медико-педагогич ...