4)Четвертая стадия - на этой стадии школьник сам предъявляет к себе определенные требования, выполнение нравственных норм становится его потребностью, процесс воспитания переходит в процесс самовоспитания.
На всех стадиях развития коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.
Особенно важным А.С.Макаренко считал выбор цели. Практическую цель, которая способна увлечь и сплотить воспитанников, он называл перспективой. Макаренко различал три вида перспектив: близкую, среднюю и далекую. Близкая выдвигается перед коллективом на любой стадии развитии, средняя заключается в проекте коллективного события, несколько отодвинутого во времени, далекая перспектива- это отодвинутая во времени, наиболее социально значимая и требующая значительных усилий для достижения цель.
Макаренко выдвигал принцип параллельного действия. В его основе - требование воздействовать на школьника не непосредственно, а опосредованно, через коллектив. Макаренко приводит такой пример, основанный на «принципе параллельного педагогического воздействия»:
«Петренко опоздал на завод. Вечером я получаю об этом рапорт. Я вызываю командира того отряда, в котором находится Петренко, и говорю:
-У тебя опоздание на заводе.
-Да, Петренко опоздал.
-Чтобы этого больше не было.
-Есть, больше не будет.
На второй раз Петренко опять опоздал. Я собираю отряд.
-У Вас Петренко опаздывает второй раз на завод.
Я делаю замечание всему отряду. Они говорят, этого не будет.
-Можете идти».
Таким образом, Макаренко через коллектив влияет на конкретную личность, и далее он лишь следит за происходящим в отряде.
В колониях Макаренко, как и в любом другом детском учреждении, было много воспитанников разного возраста, что давало большой воспитательный эффект. Объединение детей разного возраста создает тесное взаимодействие возрастов, преемственность поколений. У старших вырабатывается чувство ответственности, забота о младших, внимание, великодушие, требовательность. Младшие же воспитанники получают различные знания, навыки, усваивают моральные нормы, принятые в обществе, учатся уважать старших и их авторитет. Макаренко писал: «У каждого старшего ученика обязательно был так называемый «корешок»…Каждый имел своего корешка в другом классе, в другом цехе, в другом отряде. Тем не менее, они всегда были вместе. Это неразлучная пара, это младший и старший брат, причем старший брат крепко держит в руках младшего. Если младший набедокурил, если он стоит перед общим собранием, то обязательно раздается голос:
-А чей он корешок?
-Володи Козыря.
-Пусть Володя Козырь даст объяснение.
И Володя Козырь- комсомолец, ученик десятого класса, семнадцатилетний парень, - вставал и говорил:
-Прозевал, я его исправлю, не наказывайте».
И если начиная работу в колонии Макаренко сначала считал, что его задача - «вправить души» у правонарушителей, сделать их вместимыми в жизни, то есть подлечить, наложить заплаты на характеры» , то постепенно он повышает требования и к своему делу, и к себе и к детям. Он уже не интересуется вопросами исправления, его перестают интересовать и так называемые «правонарушители». Макаренко убеждается, что эти дети просто попали в тяжелое положение, и жизнь каждого из них представляет собой концентрированное детское горе маленького человека, не привыкшего рассчитывать ни на какое сожаление. Макаренко понимал, что он не вправе ограничиваться сочувствием и жалостью к ним. Он понимал, что ему необходимо быть твердым, требовательным и в чем-то даже суровым.
Еще по теме:
Деньги как генерализированное подкрепление
Деньги являются универсальным средством генерализированного подкрепления, поскольку за деньги можно приобрести практически все. Деньги – это и условное подкрепление, поскольку их ценность как средства подкрепления приобретается в процессе ...
Развитие двигательных функций
У детей с церебральным параличом развитие двигательных функций нарушено, начиная с периода новорожденности. В основе этих нарушений — запаздывание в угасании безусловных рефлекторных двигательных автоматизмов, среди которых наибольшее зна ...
Работа психолога с родителями гиперактивного ребенка
Коррекционная работа с семьей гиперактивного ребенка направлена, прежде всего, на то, чтобы обогатить и разнообразить эмоциональный опыт гиперактивного ребенка, помочь ему овладеть элементарными действиями самоконтроля и тем самым несколь ...