Деятельность Антона Семеновича Макаренко

Полезная информация » Девиантное поведение подростков » Деятельность Антона Семеновича Макаренко

Страница 1

Также важен педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко. Он организовывал и руководил колониями для трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского».

Основа воспитательной системы Макаренко заключается в развитии личности в коллективе. Этапы формирования коллектива он видел в формировании коллектива через трудовое воспитание. В этом его предшественником был Песталоцци с его трудовой системой.

Для перевоспитания подростков Макаренко в своих колониях использовал принцип «сожженной биографии». Это помогало подросткам нацелиться на устремленность в реальность и в будущее. Также Макаренко использовал приём «педагогического взрыва», он же был и его автором этого приёма.

Главную силу коллектива он видел в общественном мнении. Он старался не допустить в своих колониях конформизма, приспособленчества. Макаренко допускал наказания: в случае вреда коллективу наказания вносил товарищеский суд. В его колониях было развито самоуправление. Выборные командиры руководили разновозрастными отрядами.

Лозунг Макаренко был: «Как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему».

В своих колониях Макаренко использовал трудовое воспитание.

Внешней организацией колоний были военизация (например, строй, форма, оркестр) и театрализация (устроение праздников).

Макаренко вывел закон движения коллектива - коллектив постоянно совершенствуется через новые мероприятия и совместную деятельность. Также это организация новых перспектив, использование ранее имеющихся, постановка дальнейших перспектив. Макаренко говорит о том, что правильно воспитывать коллектив, это - «Окружить его сложнейшей цепью перспективных представлений, ежедневно возбуждать в коллективе образы завтрашнего дня, образы радостные, поднимающие человека и заражающие радостью его сегодняшний день»

В элементы воспитательной технологии Макаренко входили: тон и стиль общения (мажор), традиции как признак долговременности коллектива, большая роль актива, воспитательные требования, трудовое производственное воспитание.

Учение А.С. Макаренко о коллективе

Макаренко сформулировал закон жизни коллектива: движение- форма жизни коллектива, остановка-форма его смерти. Он также выделил несколько стадий преобразований группы, прежде чем стать коллективом:

1)Первая стадия- становление коллектива. В это время коллектив выступает, прежде всего как цель воспитательных усилий педагога, стремящегося организационно оформленную группу превратить в коллектив, т.е. такую социально-психологическую общность, где отношения учеников определяются содержанием их совместной деятельности, её целями, задачами, ценностями. Первая стадия считается завершенной, когда в коллективе выделился и заработал актив, воспитанники сплотились на основе общей цели, деятельности и организации.

2)Вторая стадия- на ней усиливается влияние актива. Для второй стадии характерна стабилизация структуры коллектива. Коллектив в это время выступает как целостная система, в ней начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Основная цель педагога на этой стадии- максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создается. В общей атмосфере доброжелательности, по отношению к каждому члену коллектива, высокого уровня педагогического руководства, стимулирующего положительные стороны личности, коллектив становится средством развития социально важных качеств личности. Развитие коллектива на этой стадии связано с преодолением противоречий, поэтому в нём неизбежны скачки, остановки, движения вспять.3)Третья стадия - характеризует расцвет коллектива. Члены коллектива предъявляют больше требований к себе, чем к своим товарищам. Это свидетельствуют о достигнутом уровне воспитанности, устойчивости взглядов, суждений, привычек. Если коллектив доходит до этой стадии развития, то он формирует целостную, нравственную личность. Общий опыт, одинаковые оценки событий – основной признак и наиболее характерная черта коллектива на третьей стадии.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

История и модели изучения «синдрома выгорания»
Проблемой «выгорания» персонала исследователи занимаются на протяжении последних тридцати лет; «местом рождения» и становления данного психологического феномена является США. Как отмечают западные психологи, история изучения выгорания в а ...

Жестокость - психологический феномен и порок
Для того, чтобы обосновать необходимость выделения жестокости в структуре агрессии, необходимо рассмотреть существующие взгляды на саму агрессию. Берковиц заметил, что одна из главных проблем в определении агрессии в том, что в английско ...

Этнопсихология как предмет
Происходящие за последние годы в России перемены заставляют по-новому осмыслить межнациональные связи во всех регионах страны. Необходимо сегодня признать: в течение длительного времени в нашей стране не замечалось нарастание противоречий ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru