Разные виды игр (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, игры с правилами) с успехом используются в коррекционных целях в работе с дошкольниками. Интересна специальная игровая методика, разработанная А.И. Захаровым, направленная на преодоление детьми страхов. Игры широко применяются в работе как со страдающими неврозами детьми, так и со здоровыми. Предметом коррекции игровой психотерапии могут быть и бедность эмоционального мира дошкольника, эмоциональная неотзывчивость, запаздывание развития высших чувств, неадекватное эмоциональное реагирование.
Коррекционным целям способствует и "перенос" негативных качеств собственной личности ребенка на игровой образ. "Отстраняясь" таким образом от них, дошкольник получает возможность как бы избавиться на время от своих собственных недостатков, со стороны оценить их, проиграть свое отношение к ним. Особую ценность представляют игры - драматизации по специально подобранным в коррекционных целях произведениям, прежде всего сказкам [16].
В структурном плане игра отличается тремя характерными особенностями, которые можно учитывать при использовании игр в диагностической и коррекционной работе:
1. В игре имеется упорядоченная последовательность взаимодействий.
2. Имеется подвох (это значит, что взаимодействие происходит на
двойном уровне и один из этих уровней скрыт от другого).
3. Имеется выигрыш.
Многие исследователи структурных и функциональных особенностей игры считают необходимым выраженность в нормальной игровом поведении таких особенностей как:
ненаправленность действий;
импульсивность;
эффективная связь с окружающими;
робость, боязливость, застенчивость.
Именно эти черты при определенных условиях приводят к игре. Невыраженность их приводит к нарушениям игрового поведения и отставания развития [32].
Не менее важным в игре является постановка задач, являющихся основой для эмоционально-нравственного развития. Эти задачи направляют внимание ребёнка на положение персонажа, на его состояние, учат выражать ему сочувствие и оказывать содействие.
Сюжетно-ролевые игры оказывают разное влияние на эмоциональные проявления детей в тех случаях, когда роли распределены, но качество партнёров-персонажей не названы. В этих случаях ребёнок трактует нормы и правила человеческих взаимоотношений в зависимости от своего жизненного опыта. Импровизация, которую дети вносят в свои ролевые действия, как раз и свидетельствует о степени их осведомлённости о разных сторонах окружающей жизни и об отношении к ним.
Дети с узким, односторонним социальным опытом или дети более младшего возраста нередко оказываются беспомощными в условиях сюжетно-ролевой игры, так как слабо представляют, как нужно поступать при тех или иных обстоятельствах, какими качествами должен обладать тот или иной персонаж. Воспитатель может наделять ребёнка через роль определёнными качествами, и тогда ребёнок имеет опору для более определённого эмоционального отношения к партнёру. Так, мы говорим маленькому ребёнку, показывая на сверстника, исполняющего роль кролика: Вот кролик, посмотри, какой он мягкий, какие у него длинные ушки, беленькая шкурка". И ребёнок, до этого не обращавший на сверстника, начинает глядеть на него с нежностью, гладит "ушки", "мех". Другой ребёнок - "старшая сестра" - начинает внимательно следить глазами за маленьким "братом-шалуном", который может убежать и потеряться. Часто при этом у ребёнка возникает стойкое эмоциональное проявлении симпатии, которое сохраняется не только в ролевых отношениях, но и вне их. Согласно этому сюжетно-ролевая игра может использоваться по-разному. Ведь очень часто ребёнок не играет с другими детьми только потому, что он их "не видит", не понимает. У него отсутствуют элементарные навыки общения. Цель педагога - помочь ребёнку обратить внимание на сверстников, привлечь его к их разным качествам, положительным сторонам. И это надо делать через отношение ролей.
Роль может использоваться и для изменения качеств самого ребёнка. Так, агрессивному мальчику говорили: "Ты большой, сильный гусь, ты умеешь быстро летать, не боишься волка, ты можешь защитить маленьких гусят от опасности!" - и у нас на глазах ребёнок, который пытался всех обогнать и гордился этим, начинал загораживать гусёнка и чуть ли не на руках уносил его от волка. Он уже не обижает этого малыша, как раньше, и становится его заступником даже вне игры. И данного примера видно, что роль помогла ребёнку коренным образом изменить своё поведение и своё отношение к малышу [24].
Роль помогает ребёнку освободиться от своих недостатков, например упрямства, капризов или от тягостных переживаний, страхов.
Еще по теме:
Мотивационно-потребностная сфера личности
Известно, что потребности человека являются исходными побуждениями к деятельности. У человека, обладающего высшими формами отражения действительности, объекты, побуждающие к деятельности, могут быть отражены в форме сознательного образа и ...
Прямое и косвенное доказательство
Немецкий философ XIX в. А. Шопенгауэр считал математику довольно интересной наукой, но не имеющей никаких приложений, в том числе и в физике. Он даже отвергал саму технику строгих математических доказательств. Шопенгауэр называл их мышело ...
Дивергентные способности
Дивергентные способности (или креативность) - это способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.
Креативность в узком значении слова - это дивергентное мышление (точнее, опер ...