Коррекционно-развивающая работа с детьми по данной проблеме

Полезная информация » Эмоциональное неблагополучие детей дошкольного возраста, пути коррекции » Коррекционно-развивающая работа с детьми по данной проблеме

Страница 3

При перестройке эмоционального опыта детей с негативным отношением к сверстникам, в основе которого лежат их социальная пассивность, отсутствие творческого начала в отношениях с людьми, воспитателю полезно обратиться к играм-драматизациям на темы сказок. В них, как известно, добро и зло разграничены, даны чёткие оценки поступкам героев, определены положительные и отрицательные персонажи. Поэтому в условиях игры на тему сказки ребёнку легче войти в роль, создать образ, допустить условность. Ведь создание воображаемой обязательно требует связи с жизнью и исходными представлениями дошкольника о ней.

Учитывая индивидуальные особенности детей, воспитатель, во-первых, учитывая, что у некоторых детей слабая игровая инициатива, а возможно, и неразвитое воображение, помогает создать образы персонажей; в-третьих, он сам начинает игровые действия.

Для этих игр можно использовать народные сказки, вначале сказку "Заячья избушка", а затем, при необходимости продолжения коррекционной работы, сказку "Кот, петух и лиса". Если в первой сказке черты главных героев даны чётко и однозначно (лиса - отрицательный персонаж, а петух - спаситель зайца - положительный), то во второй сказке характеристика уже знакомых положительных и отрицательных персонажей, которые взаимодействуют в воображаемой ситуации, несколько иная. Характеры лисы и петуха дополнены новыми чертами. Петух не спаситель, а жертва лисы, но при этом в его образе сочетаются как положительные, так и отрицательные черты; это более сложный образ.

Характер персонажей этой сказки сложнее и богаче, чем в предыдущей, поэтому ребёнок, опираясь на свой опыт, получает и новый, обогащённый, игровой и эмоциональный опыт в воспроизведении сюжета сказки.

Игре должна предшествовать большая подготовительная работа: воспитатель рассказывает детям сказку, затем происходит её обсуждение по заранее намеченным вопросам, помогающим создать образы персонажей для будущих ролей и игровых действий.

При подготовке к игре очень полезно провести занятие, на котором ребёнок изображает кого-нибудь из персонажей сказки, не называя их присутствующим, а воспитатель предлагает отгадать, кто вошёл в комнату - кот, петух или лиса. Превратившись ненадолго в зрителей, дети и воспитатель с большим интересом наблюдают за ребёнком, побуждая его тем самым к большей выразительности движений, к демонстрированию походки, позы и мимики персонажей. Здесь игра "действительно начинает приближаться к искусству, именно к драматическому действию, когда появляется новый, безучастный участник - зритель, который начинает любоваться игрою детей" [34].

Одной из форм игры, распространённой в дошкольном возрасте, является игра с правилами. Её специфика состоит в том, что отношения в ней определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Это обстоятельство также по-разному можно использовать в работе с детьми и ввести желательные правила взаимоотношений, к которым ребёнок не привык. Игра с правилами обязательно предполагает партнёра, и воспитатель, создавая специальные условия, может повернуть внимание ребёнка на играющих с ним сверстников, развивая их отношения. Часто ребёнок, сам того не замечая, начинает действовать в игре с правилами, особенно в подвижной игре, так, как не умеет ни в реальных условиях, ни в сюжетно-ролевой игре. Контакты возникшие под её влиянием, не исчезают с окончанием действий. Это легко проверить, организовав подвижную игру в группе, где ребёнок ставится перед необходимостью выбора какого-нибудь участника этой игры, выбора партнёра. Это могут быть указанные в сборниках подвижные игры для детей дошкольного возраста. Проведение такого типа игр, показало пристрастный характер выбора, который вызывает у детей особое оживление и особую ориентировку: задолго до завершения определённого действия, свидетельствующего о выборе, ребёнок ищет взглядом предпочитаемого, задерживает на нём взгляд, улыбаются весело или застенчиво и всем своим видом показывает готовность обратиться к тому по прежним играм, по прошлому опыту пользуется симпатией.

При проведении подвижных сюжетных игр с правилами (например, "Лиса и гуси") можно создать условия, при которых с очевидностью выступают такие качества ребёнка, как решительность или нерешительность, находчивость, смекалка и др.; в этих условиях дети приучаются действовать дружно, сообща.

Игры с правилами предполагают также специфические формы общения, отличные от форм общения в сюжетно-ролевых играх. Если в сюжетно-ролевых играх каждая роль имеет противоположную по смыслу и действиям форму (мать - дети, врач - пациент, машинист - пассажир и пр), то в играх с правилами наряду с таким типом отношений (противоположные команды) возникает и другой, очень важный тип отношений - отношения равных внутри одной команды. Например, большой и сильный гусь помогал маленькому и беспомощному избежать опасности. Это достигалось тем, что ребёнку предлагали определённую роль и наделяли его определёнными качествами: большой, сильный, храбрый, а другого, маленького - слабыми качествами. Проникаясь ролевыми отношениями, дети совершали соответствующие игровые действия, демонстрировали правильное эмоциональное поведение, а их эмоциональное отношение друг к другу, возникшее в рамках игры, легко поддерживалось воспитателем в группе. Достаточно намёка ("Помоги маленькому гусёнку убрать игрушки" или "Помоги отнести посуду"), чтобы ребёнок сделал это. В играх с правилами, дети должны охотно играть с теми, кто проявляет чувство товарищества и солидарности по отношению к своим партнёрам, и отвергать тех, кто сам убегал и не выручал товарищей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Отличительные черты личности
Итак, что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношени ...

Детско-родительское взаимодействие
Целью исследования является изучение связи детско-родительских отношений и отношений со сверстниками с формированием автономии в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 455 подростков 13-16 лет. С помощью кластерного анализа ...

Наблюдение как метод научной психологии. Его виды
Наблюдение - исследование определенных характеристик того или иного процесса, имеющее целью выявление его инвариантных признаков, без активного включения в сам процесс. Может быть ориентирован на регистрацию актов поведения и физиологичес ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru