Проблемы развития образов «Я» становящегося субъекта

Полезная информация » Динамика развития внутреннего "Я" личности » Проблемы развития образов «Я» становящегося субъекта

Страница 1

Перспективы благоприятного личностного развития неизбежно зависят от того, с каким психологическим багажом ребенок, подросток вступает в следующую стадию своего жизненного пути, считает Э. Эриксон. Рассматривая психоформирующее воздействие на личность, он акцентирует роль родительского влияния в жизни ребенка, подростка, которое определяется, по крайней мере, двумя факторами: во-первых, индивидуально-психологическими свойствами родителей (адаптивность - неадаптивность, сдержанность - импульсивность, организованность - неорганизованность, жизнерадостность - угрюмость и т.п.); во-вторых - воспитательным стилем родителей, в котором находят отражение их мировоззрение и внешние события жизни. Реакция родителей, их подход к решению стоящих перед ними реальных проблем действительно обусловливают те или иные внутренние изменения в самосознании ребенка, его эмоциональный тонус, а, в конечном счете, развивают и его Я-концепцию в том или ином направлении. Даже чувство собственного достоинства родителей, которое, оказывает реальное влияние на Я-концепцию ребенка, может иметь совершенно неодинаковую социальную окраску. Оно по-разному проявляется у человека труда и, скажем, у представителя аристократической элиты.

Школа имеет смысл рассматривать как общественный институт, где в основном происходит эмоциональное, социальное и интеллектуальное формирование личности. И семья, и школа одинаково способствуют развитию у ребенка как положительных, так и отрицательных представлений о себе. В результате совместной деятельности и общения родители, братья и сестры, учителя и сверстники могут внушать ребенку как то, что само его существование представляет собой большую ценность для окружающих, так и то, что существо он бесполезное и никому не нужное. Содержание Я-концепции (а в более узком смысле слова - самооценки), как считают психологи, является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, то есть того, что составляет содержание и формы социализации ребенка, К тому же этот всегда неокончательный результат оказывает непосредственное влияние на реакции ребенка в повседневной жизни. Здесь тесно взаимосвязано множество факторов, влияние которых невозможно разграничить.

Научные данные говорят о том, что повышение самооценки становится важным ценностным аспектом в жизни индивида, приобретает огромное значение для многих людей. Изучение всего связанного с Я-концепцией имеет также важное научное значение для понимания человеческого поведения, причин успехов и неудач в работе учителей, в усвоении знании учащимися и других жизненно важных проблем.

Для психологов и педагогов все более очевидным становится тот факт, что самооценка ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяют его поведение и успеваемость. Трудности многих неуспевающих детей не являются следствием их умственной или физической неполноценности, а скорее результатом их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Когда ученик заявляет: «Я этого никогда не осилю», это гораздо больше говорит о нем самом, чем об изучаемом предмете. Такой ребенок, вероятнее всего, действительно потерпит неудачу, главным образом потому, что не чувствует уверенности в своих силах. Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем, и ничто так не предвещает неудачу, как заведомое ее ожидание. Для того чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Заключение.
Рассмотренные в данном реферате особенности языка и общения животных, говорят о том, что животные также, как и человек, могут общаться между собой, однако не всегда при помощи вербальных средств (здесь речь идет не о человеческой речи, а ...

Расстройство влечений
Импульсивные влечения направлены на отвергаемые сознанием цели и реализующиеся без сопротивления, хотя и с последующей критической их оценкой. Импульсивные влечения возникают приступообразно, неодолимы, длятся несколько часов, дней, неред ...

Психокоррекция поведения школьников
Для проведения психокоррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми, которая должна обеспечивать формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов выделяют три основных задачи: 1) способствовать распо ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru