Агрессивная (aggressive) толпа, эмоциональная доминанта которой (ярость, злоба), равно как и направленность действий, выражены в названии.
Паническая (panic; saving) толпа – общность людей, ведомых чувством страха и стремлением избежать реальной или воображаемой опасности. Паническое поведение не только не является обычно спасительным, но и очень часто становится более опасным фактором, чем то, что ее спровоцировало.
Стяжательная (greedy) толпа — люди, вступившие в неорганизованный конфликт за обладание некоторой ценностью. Такая толпа разнородна. Доминирующей эмоцией здесь обычно становится жадность, жажда обладания, к которой иногда примешивается страх. Стяжательную толпу подчас образуют брокеры, когда на бирже пронесся слух о том, что какие-то акции быстро растут в цене; к ней могут относиться и мародёры, и вкладчики обанкротившихся банков, и погромщики.
Повстанческая (rebellious) толпа по ряду признаков сходна с агрессивной (преобладает чувство злости), но отличается от нее социально справедливым характером возмущения.
По сравнению с толпой, масса обычно описывается как более стабильное образование с довольно нечеткими границами Поведение массы спонтанно, самобытно и элементарно, и в этом отношении она сходна с толпой. Но есть и различие: масса не «толчётся», не взаимодействует так, как это делает толпа. Наоборот, индивиды отделены друг от друга и неизвестны друг другу.
По мнению Хосе Ортега-и-Гассета, масса – это те, кто не выступает активно. Она появляется на свет, чтобы быть пассивной, чтобы кто-то влиял на нее – направлял, представлял, организовывал. Если обратиться к работам С.Московичи, то о массе он пишет следующее: «Массы можно было бы сравнить с шаткой грудой кирпичей, сложенной без специальной кладки и раствора, которая, будучи лишенной, цементирующего вещества, может рухнуть от порыва ветра». В понимании отечественных исследователей Г. Предвечного и Ю. Шерковина масса - это «совокупность индивидов, составляющих весьма многочисленную аморфную группу и не имеющих в своём большинстве прямых контактов между собой, но связанных каким – либо общим более или менее постоянным интересом».
К специфическим чертам массы обычно относят:
Статичность,
Стохастичность,
Ситуативность,
Аморфность,
Анонимность.
Эти свойства, и, прежде всего случайность образования, неоднородность состава, предопределяют специфическую манеру политического поведения людей, соединенных в такие общности .
Публика представляет собой еще одну форму стихийной группы, хотя элемент стихийности здесь выражен слабее, чем, например, в толпе. Публика – это тоже кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем – на трибуне стадиона, в большом зрительном зале, на площади перед динамиком при прослушивании важного сообщения. Приведём ещё одно определение публики – это большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, часто без какой либо организации, но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает общие интересы. Возникает публика вместе с появлением предмета общественного внимания. Им может быть событие, личность, научное открытие.
Д. Ольшанский подразделяет публику на «собранную» и «несобранную».
«Несобранная публика» - это поляризованная масса, то есть большое число людей, мышление и интересы которых ориентированы идентичными стимулами в одном направлении и которые ведут себя сходным образом.
Согласно Я. Щепаньскому, «собранная публика» может выступать в нескольких видах. Прежде всего, он выделял публику, собравшуюся случайно, или «сборище». Другой вид – публика, собравшаяся преднамеренно. Она также может выступать в двух различных формах. Во-первых, как публика отдыхающая, ищущая развлечений. Во - вторых, как публика, ищущая информации (в том числе на митингах и политических собраниях)
В целом же, собранная публика – это скопление некоторого количества людей, испытывающих сходное ожидание определенных переживаний или интересующихся одним и тем же предметом. Основа её обособления - общая заинтересованность и поляризация установок округ одного и того же предмета или события. Другая важная черта – готовность к реагированию на происходящее сходным образом. Сходство установок, ориентаций и готовности к действию – основа объединения такой публики.
Еще по теме:
Источники ценностных представлений
Почему родители без устали поощряют детей за одни поступки и всегда ругают за другие: «Хорошие дети так себя не ведут!»? Почему активное поведение высоко ценится, а лень рассматривается как порок?
Выработка ценностей происходит довольн ...
Эксперимент Милграмма
Предположим, что, перелистывая газету, вы обращаете внимание на объявление, в котором сообщается, что для участия в эксперименте по изучению влияния наказания на память, который проводится факультетом психологии близлежащего университет ...
История и модели изучения «синдрома выгорания»
Проблемой «выгорания» персонала исследователи занимаются на протяжении последних тридцати лет; «местом рождения» и становления данного психологического феномена является США. Как отмечают западные психологи, история изучения выгорания в а ...