Психологические особенности неполных семей

Полезная информация » Детское развитие и состав семьи » Психологические особенности неполных семей

Страница 1

Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Семейное благополучие во многом зависит от того, является семья полной или неполной.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть дополнительная категория - так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи.

Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная, распавшаяся. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую - мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную - мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками.

Таким образом, каждый тип неполной семьи имеет свои специфические особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.

Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Для правильной половой идентификации необходимо, чтобы ребенок не только четко осознал, что он такой же, как его отец (мать), но и испытывал нежные чувства к родителю противоположного пола, с которым при нормальных условиях воспитания в этот момент возникают особенно близкие отношения.

Изучая особенности неполных семей, мы провели методики "Кинетический рисунок семьи" и "Диагностика уровня школьной тревожности".

Результаты данных методик показали, что у детей из неполных семей наблюдается подавленное депрессивное состояние, нехватка семейного общения, высокий и выше среднего уровень тревожного состояния.

Для снижения уровня тревожности, подавленного и депрессивного состояния детей, на наш взгляд, необходимо полноценное общение детей с обоими родителями, благоприятный психологический климат в семье.

В нашей стране на 100% заключенных браков ежемесячно происходит 50% разводов, то можно предположить, что около30% детей живут в неполных семьях. Поэтому в школах должна быть организована деятельность по сопровождению таких семей. В работе с неполной семьей школьный психолог в обязательном порядке должен учитывать ее разновидность, так как в каждой из них возможно возникновение специфических проблем, связанных с психическим развитием и формированием личности ребенка.

"Образовательная политика нашего государства несколько предшествующих десятилетий преследовала важные, но лишь общие цели реформы образования. Вопросы качества обучения и воспитания оставались за бортом, проблемам развития мышления и личности детей и молодежи не придавалось особого значения. В системе образования идея равенства и справедливости доминировала". Сейчас ситуация к счастью стала меняться в лучшую сторону из-за необходимости серьезного подъема интеллектуального потенциала общества, который возможен только в условиях целенаправленного отбора и дифференцированного обучения одаренных. А дифференцированное обучение, в свою очередь, возможно только при учете индивидуальных особенностей личности, важной "ипостасью" которых являются психические состояния и общий эмоциональный фон, специфические на каждом возрастном этапе развития.

Учитывая феномен диссинхронии развития одаренных, особенно в контексте подросткового возраста, можно предположить преобладание негативного фона психических состояний в структуре психики интеллектуально одаренных подростков в отличие от подростков со средним уровнем развития интеллекта.

В исследовании анализируются результаты психодиагностики интеллектуально одаренных подростков социально-педагогического комплекса по работе с интеллектуально одаренными детьми "СЭЛЭТ".

Так же используется метод сравнительного анализа. Мы сравниваем показатели интеллектуально одаренных подростков и показатели подростков со средним уровнем развития интеллекта, которые берутся как нормативные. Необходимо отметить, что и та и другая группы подбирались достаточно однородно по финансовому положению семьи и социальной ситуации, а так же по полу и возрасту.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

История развития Я-концепции
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, но это не означает, что описываемая им реальность психической жизни индивида ранее не изучалась. Труды У. Джемса говорят об этом с достаточной убе ...

Понятие эмоций, их формы и функции
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. К кл ...

Принципы и модели педагогической профилактики
В профилактике наркомании специалисты выделяют несколько направлений: медицинское, юридическое, социальное. Как правило, все они ориентированы на «исправление» последствий наркотизации - медики разрабатывают все новые и новые методы лечен ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru