Психологическая характеристика потребностно-мотивационной и индивидуальной сфер.

Полезная информация » Человек как субъект и объект деятельности следователя » Психологическая характеристика потребностно-мотивационной и индивидуальной сфер.

Страница 2

Преобладание тех или иных мотивов определяет различ­ные; виды направленности: общественную, индивидуалистиче­скую, деловую.

Направленность является основным компонентом структуры личности, ее ядром. И хотя, как уже говорилось, психологи включают различные компоненты в структуру личности, но направленность как ведущий компонент выделяют все.

Важнейшим структурным компонентом, определяющим личностные особенности каждого человека, его неповторимость, является темперамент. Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую сторону человека и проявляющихся в его поведении и деятельности. Подчеркиваем, темперамент характеризует только динамическую сторону и не определяет ее содержательной стороны: интересов, взглядов, убеждений.

Особенности темперамента определяются свойствами основных нервных процессов (возбуждения и торможения):

• силой нервных процессов (способность нервной систе­мы выдерживать большие нагрузки, работоспособность и выносливость сильных раздражителей)

• уравновешенностью (соотношение между возбуждением и торможением, преобладание одного из них)

• подвижностью (быстрота смены процессов)

Как мы уже отмечали, темперамент отвечает за динамическую сторону личности. Свойства, определяющие сущность личности, заложены в другой индивидуальной особенности - характере. Характер - это совокупность устойчивых качеств личности, выражающих ее отношение к действительности и проявляющихся в поведении. Характер и темперамент тесно связаны: темперамент влияет на форму проявления характера, окрашивая те или иные его черты, и, в свою очередь, особенности темперамента перестраиваются под воздействием характера.

Условия жизни и деятельности каждого человека своеобразны и неповторимы. В результате этого существует бесконечное разнообразие индивидуальных характеров. Наряду с этим в жизни и деятельности людей, живущих в одинаковых условиях, имеется много общего следовательно, и в характере их будут некоторые общие черты, отражающие общие, типичные обстоятельства их жизни. Таким образом, характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного.

В противоположность темпераменту характер является результатом взаимодействия человека со средой, процессов воспитания и самовоспитания.

В структуре характера выделяется несколько групп, черт:

• черты, выражающие отношение человека к труду, деятельности

• черты, выражающие отношение к другим людям, обществу

• черты, выражающие отношение человека к самому себе

• черты, выражающие отношение к вещам.

Количество разнообразных черт, особенностей, свойств характера у людей достаточно велико. Причем, вариативность их проявляется не только в качественном многообразии, но и в количественной выраженности. Когда количественная выраженность той или иной черты характера достигает предельных величин и оказывается у крайней границы нормы, возникает так называемая акцентуация характера. Акцентуация характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены. Это усиление определенной черты обычно обнаруживается только под воздействием каких-либо факторов и в определенных условиях.

Проблема акцентуированных свойств характера представ­ляет профессиональный интерес для сотрудников ОВД, поскольку достаточно много правовых норм имеет отношение к рассматриваемой проблеме.

В качестве иллюстрации приведем некоторые из таких формулировок Уголовного кодекса РФ:

• психическое расстройство, не исключающее вменяемости (ч.2 ст.22);

• деяние, совершенное по легкомыслию (ч.1,2 ст.26);

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Психокоррекция поведения школьников
Для проведения психокоррекционной работы с трудновоспитуемыми детьми, которая должна обеспечивать формирование и оптимальное функционирование соответствующих психологических механизмов выделяют три основных задачи: 1) способствовать распо ...

Основные проблемы в изучении интеллектуальных способностей
В каждой из перечисленных областей исследования накоплен значительный массив эмпирических данных. Однако, попытки составить представление о природе интеллекта на основе выявления и описания его свойств (внешних проявлений интеллектуальной ...

Функциональные обобщения как форма инструментального опыта
Для мышления, включенного в практическую деятельность, опосредованного различного рода инструментами, можно попытаться выделить единицу анализа. Такой общей единицей, сохраняющей свойства целого, как для практического мышления, так и для ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru