В процессе ведения группы в играх или упражнениях часто дети в малых группах меняются ролями, на чем ведущий специально акцентирует внимание участников. Введенные нормы группового общения поддерживаются ритуалами приветствия, прощания, а также формой групповых обменов впечатлениями, где ведущий следит за тем, чтобы каждый участник мог высказаться при внимании и одобрении его всей группой.
Развитие навыков успешной коммуникации предполагает возможность эмоционального контакта детей, способность попросить помощи, предложить свою и получить необходимую информацию от других. Возможность эмоционального контакта детей обеспечивается за счет атмосферы эмоционального приятия и взаимного доверия, обусловленного выбранной формой и стилем проведения тренинга. Способность детей к эффективному обмену информацией связана, с одной стороны, с навыком формулировать собственное мнение, а с другой — с умением слушать другого.
В процессе тренинга навык формулирования собственного мнения тренируется в процессе формулирования детьми личных целей, а также при групповых обсуждениях результатов тренинговой деятельности или событий, происходящих в жизни детей в шкоде и дома. При этом каждый ребенок получает возможность сказать, чего он хочет сейчас, что нового произошло в его жизни, выразить свои эмоции, свое отношение к происходящему, предложить собственное видение ситуации, которое принимается группой. Этому способствуют также постоянные вопросы ведущего в процессе занятий типа «Как ты себя сейчас чувствуешь?», что облегчает самовыражение участников.
Способность слушать другого также формируется при групповых совместных обсуждениях, когда ведущий спрашивает одного участника о том, что думает другой и как это можно сравнить с его собственным мнением. Эффективными оказываются взаимные интервью в парах, когда участникам предлагается взять друг у друга интервью на определенную тему, а потом представить мнение друг друга группе. К этому же типу относятся задания с инструкциями следующего типа: «Спроси его и расскажи о том/что он сказал», «Повтори предыдущего, а потом скажи сам», «Обсудите в группе, а потом пусть один скажет за всех, а другие дополнят». Описанные средства заставляют каждого участника обратить внимание на то, что делают и говорят другие. Кроме того, у детей развивается способность к эмоциональной рефлексии — способности войти в эмоциональное состояние другого с помощью вопросов типа «Как вы себя чувствуете?», «Если бы ты был на его месте, как, это было бы для тебя?», а также при использовании средств невербальной коммуникации в специальных заданиях, когда требуется по мимике, жесту, позе, интонации понять состояние другого.
Формирование и закрепление навыков общения приводит к выработке у детей способностей к успешной совместной деятельности. В тренинге это осуществляется при выполнении упражнений в парах и в тройках. При этом задание выдается группе, а успешность его выполнения оценивается по результатам совместной деятельности. При работе в парах можно использовать как самооценку, так и взаимную оценку, когда каждый участник оценивает вклад и успешность себя и другого. Используется также групповое обсуждение результатов совместной работы в малых группах, что дает участникам возможность обменяться успешными стратегиями и опытом. Эффективным средством, обеспечивающим дополнительную мотивацию, является также организация работы в форме соревнования нескольких команд.
3. Блок тренировки согласованной работы анализаторов и развития пространственно-временных представлений
(блок тренировки целостного восприятия) связан с решением следующих основных задач:
1) развитие возможностей восприятия;
2) формирование базовых пространственно-временных представлений;
Еще по теме:
Зависимость эффекта подкрепления от интенсивности позитивных эмоций
Главное в подкреплении – это наличие позитивных эмоций, с которыми мы сочетаем определенную деятельность, к которой стремится сформировать интерес. Если при выполнении деятельности научиться вызывать удовольствие, то таким образом можно с ...
Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста
Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирующее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он ...
Что значит быть современным человеком
Современный – относящийся к настоящему, текущему времени, к настоящей, данной эпохе (Словарь русского языка: В 4-хт. Т.4.- М., 1984.- с.177).
Современность - многозвучная гамма понятий и чувств, связывающих человека и жизнь. Право быть с ...