Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни – переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает самого серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяются условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, воображения, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности.
Однако уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.
По мнению преподавателей среднего звена, учащимся, приходящим из начальной школы, недостаёт следующих качеств для успешного обучения:
- плохо развита речь у учащихся;
- учащиеся плохо читают;
- плохо развита память у учащихся (этот недостаток назван 53% опрошенных учителей);
- не внимательны (на это указывают 33% опрошенных учителей);
- не самостоятельны (23% учителей среднего звена назвали это качество);
- не наблюдательны;
- не организованны;
- не могут сосредоточиться;
- не могут быстро перестроиться с одного вида работы на другой;
- не умеют слушать не только учителя, но и друг друга;
- отсутствие познавательного интереса (на это указывают 18% опрошенных учителей);
- нет трудолюбия, старания, ответственности за учебу;
- нет сочувствия и поддержки своих товарищей.
Все выше перечисленное свидетельствует о том, что те качества, которые должны быть сформированы у учащихся к концу обучения в начальном звене, не сформированы, или развиты в незначительной степени, или не у всех ребят.
Предлагаемые теоретические материалы и диагностические методики помогут преподавателям начальной школы и родителям выявить степень развития познавательных способностей младших школьников, определить их готовность к обучению в среднем звене.
Выводы: позитивное изменение в уровне познавательных процессов у учащихся подтверждают нашу гипотезу о том, что разработка психологом практических рекомендация для развития познавательных процессов младших школьников будет более эффективна, если соблюдены следующие условия:
1). Определена теоретическая модель развития познавательных процессов;
2). Осуществлен отбор диагностических методик;
3). Разработаны рекомендации для учителей начальных классов;
4). Соблюдение системы практических рекомендаций последующим направлениям:
а) диагностика;
б) коррекция;
в) развитие.
1. Для развития всех познавательных процессов младшего школьника необходимо соблюдать следующие условия:
а) учебная деятельность должна быть целенаправленной, вызывать и поддерживать постоянный интерес у учащихся;
б) расширять и развивать познавательные интересы у детей;
в) формировать учебную направленность, ответственное отношение к учебе, высокие мотивы учения.
2. При организации и проведении диагностических исследований необходимо знать методы психодиагностики, его особенности проведения, сферы в которых психологически развиваются дети, - познавательные процессы, личность и межличностные отношения. Специально подобранные задания позволяют определить степень сформированности у ребенка различных психических функций, уровень его речевого развития и т.д.
3. Эффективность психологического изучения школьников позволяет выявить не только слабые стороны в их развитии. Опираясь на то положительное, что обязательно присутствует в каждом слабом ученике, учителю и следует строить свою коррекционную работу с ним. Система учебно-коррекционных воздействий должна быть направлена на устранение выявленных недостатков, при этом следует опираться на стороны познавательной деятельности, которые хорошо развиты у данного учащегося. Развивающие упражнения надо подбирать индивидуально для каждого ученика с учётом его психического развития.
Еще по теме:
Понятие личности и ее психологическая структура.
Психология, изучая человека, называет его по разному: индивид, индивидуальность, субъект, личность. Каждое из этих понятий имеет свое содержание. Термин «индивид» используется, если человек рассматривается как представитель человеческого ...
Научная гипотеза
Гипотеза — это научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не подтверждено и не опровергнуто. В методологии науки различают теоретические гипотезы и гипотезы как эмпирические предположения, которые подлежат экспериментальной ...
Семьи с одним родителем
Вопрос о неполных семьях актуален потому, что в них сосредоточена значительная часть того населения, у которого не сложились естественные, заложенные в самой природе семейно-брачных отношений условия жизни. Это дети, без отца (или матери) ...