Некоторые авторы сводят всё многообразие проявлений нарушения школьной адаптации только к формам, при которых трудности в учебной деятельности сочетаются с пограничными расстройствами. В.Г.Петрунек и Л.Н.Таран говорят о школьном неврозе, как о «своеобразном нервном расстройстве, возникающем вскоре после прихода ребёнка в школу» [5, с. 48]. Признаки школьных неврозов - «онемение рук», неукротимая рвота, ипохондрические жалобы и др., в основном истерического круга. Авторы подчёркивают, что школьные неврозы специфичны для младшего школьного возраста. В.В.Ковалёв отмечает, что термин «школьный невроз», популярный в западной литературе, используется для обозначения особой формы невротического страха у младших школьников, проявляющегося в фобии школы и сопровождающегося реакциями пассивного протеста.
Болезненные состояния с признаками повышенной раздражительности, неуравновешенности, являясь, сами по себе причиной многих трудностей для ребёнка и педагога, облегчают доступ отрицательным влияниям, становятся существенным источником для конфликта ребёнка с окружающими, нарушая процесс школьной адаптации.
Итак, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме школьной адаптации-дезадаптации показывает, что каждый из авторов пытается внести свой вклад в её решение. Однако и до сих пор данная проблема является малоизученной. Поэтому ниже мы попытаемся определить причины и проявления дезадаптации у школьников, стоящих на пороге перехода из начальной школы в среднюю.
Еще по теме:
Деловые подарки
Подарки – это всегда приятно. Причём как дарить, так и получать. Традиция дарить подарки стала неотъемлемой частью культуры деловых отношений. Деловые подарки коллегам, партнёрам, руководителям и подчинённым делают нашу трудовую жизнь бог ...
Характеристики коммуникатора, способствуещие эффективной коммуникации
Трудно переоценить вклад качественного общения в человеческие взаимоотношения и жизнь в целом, поэтому очень важно разобраться в том, какие именно характеристики коммуникатора необходимы для достижения по-настоящему эффективной коммуникац ...
Организация социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании
детей
Целью социально-педагогической помощи неполной семье в воспитании ребенка является оказание помощи ребенку в процессе его социализации и создание условий для его самореализации в обществе.[9] Для достижения поставленной цели специалисту, ...