Переубеждение не завершается разрушением ошибочных взглядов и убеждений. Их можно преодолеть окончательно только путем замены и вытеснения другими. Формируя у человека новые убеждения, надо опираться на положительное в нем и одновременно помогать ему избавляться от отрицательного. При этом нельзя забывать, что большое влияние на изменение убеждений у осужденного оказывает ближайшая микросреда.
Исследования ученых-пенитенциаристов показывают, что слабая эффективность переубеждения, а значит, исправления и ресоциализации осужденных связана с тем, что она ориентирована на воздействие только в сфере сознания.
Многие преступники знают закон, поэтому принято считать, что противоправное поведение определяется сознательными антиобщественными установками и защитными механизмами их оправдания. («Воровская» идея испокон веков поддерживается кодексом «воровской» чести и братства). (К. Полькен, X. Сцепоник, 1988; В. Челидзе, 1990; Я. Маховский, 1993).
Эффективную коррекцию поведения осужденного можно осуществить, по мнению некоторых ученых, методом кодирования, то есть введением команд в подсознание, стиранием антиобщественных установок и разрушением «воровской» идеи. Нейропедагогическая реабилитация должна строиться, по мнению авторов этого подхода (Г.А. Аминов, Э.Г. Аминов, В.П. Сафонов, 1997), по модульному принципу (сознательный и подсознательный уровни психики)
Человек может контролировать сознание и ограничен в управлении подсознательными процессами. В психике существует особая функциональная система, защищающая подсознание от прямого воздействия сознания (так называемый критический фильтр сознания). Чтобы изменить установки, привычки субъекта, находящиеся в подсознании, необходимо обойти критический фильтр сознания или отключить его, снизив уровень сознания, то есть вызвать транс. Формула нейропедагогической реабилитации (рецептура кодирования) такова: транс + код. Апробация и анализ более двух десятков психотсрапевтических методов показали универсальность формулы реабилитации: во всех случаях вызывается особое состояние сознания и на этом фоне (или до появления его) вводится команда.
3. Фрейд и его последователи ставят задачу «вытащить» информацию из подсознания и называют это психоанализом (Р. Урсано, С. Зоненберг, С. Лазар, 1992). При нейропедагогической реабилитации, напротив, производится ввод информации в подсознание.
В модуле нейропсихологического трансирования применяют различную технику снижения критической функции сознания через воздействие на основные нейропсихологические блоки мозга (восприятия, программирования, энергетики). Воздействие осуществляется путем самогипноза, индукции аутогенного состояния, медитации.
Еще по теме:
Развитие способностей
Существует два подхода к проблеме:
Диагностико-коррекционный: способность - проявление и развитие анатомо-физиологических задатков. Развитие способностей во времени: задаток чувствителен ко времени развития человека. Наличие сенситивных ...
Саморегуляция временной перспективы при депрессивных расстройствах
Основными характеристиками пограничной организации личности являются диффузия идентичности, базирующаяся на фрагментарности образа "Я" и нестабильности его во времени, а также преобладание примитивных защитных механизмов в систе ...
Особенности
современной семьи, ее признаки и формы
Анализ литературных источников показывает, что психологи, работающие с проблемами современной семьи придают большое значение ее особенностям и отличительным признакам по сравнению с семьей традиционной.
Шнейдер выделяет следующие особенн ...