Мужчины эмоциональнее относятся к смерти, она вызывает у них проникнутые страхом и отвращением ассоциации. Для женщин характерен “комплекс арлекина” - смерть представляется загадочной и в чем-то привлекательной.
Можно предположить, что некоторые различия в психике мужчин и женщин возникли в результате специфики их трудовой деятельности, сложившейся в процессе исторического развития. Не исключено, например, что преимущества женщин в речевой деятельности и памяти связаны с обучением младенцев речи, ведь этот процесс сопряжен с многократными повторениями отдельных звуков, слов и словосочетаний.
Другой пример. Хорошо известно о превосходстве мужчин в координации и моторной активности крупных движений и, напротив, преимуществе женщин в мелких движениях и ловкости пальцев рук. Деятельность мужчины как воина, охотника, земледельца могла способствовать развитию крупных, размашистых движений. Деятельность женщины в быту (приготовление пищи, уход за детьми, ткачество, шитье и т.д.) в большей степени влияла на развитие мелких движений рук и пальцев.
Половые различия, обусловленные традиционными взглядами на мужские и женские профессии, просматриваются в профориентации и мотивах выбора профессии. Приведем некоторые данные, полученные различными советскими исследователями.
К достоинствам профессии юноши чаще относят возможность реализовать свои способности, творить и быть оригинальными, приносить пользу народному хозяйству, завоевать положение в обществе, хорошо зарабатывать и обеспечить себе спокойное будущее. Девушек привлекает возможность постоянно самосовершенствоваться, быть полезной людям. Юноши выше оценивают престиж таких профессий, как ученый, инженер-электрик, математик, физик, инженер-строитель, инженер-машиностроитель, механизатор, шофер, а девушки предпочитают профессии психолога, филолога, химика, врача, экономиста, преподавателя.
Вот, например, какие мотивы выдвигают выпускники школ, объясняя большую ориентированность девушек на педагогический институт: женская профессия; традиция; у девушек прирожденный талант педагога; у них сильнее привязанность и любовь к детям; в педвузе легче экзамены, девушкам легче поступать; юноше ближе технические специальности; они стыдятся профессии педагога, считают эту работу несерьезной; для юношей в профессии учителя отсутствует романтика.
По-разному представители сильного и слабого пола расценивают некоторые условия труда и общения на производстве. При поступлении на работу в НИИ, как свидетельствуют данные психолога Э. Чугуновой, для женщин важнейшим фактором является комфорт данного учреждения (по сравнению, скажем, с заводом), а для мужчин – возможность заниматься исследовательской деятельностью и написать диссертацию.
В процессе производственной деятельности, как отмечает психолог В. Семенов, у женщин ниже, чем у мужчин, удовлетворенность взаимоотношениями с товарищами по работе, но выше удовлетворенность взаимоотношениями с администрацией. Психолог А. Прохватилов обнаружил, что в жизни мужчин с возрастом возрастает роль производственного коллектива, а женщин – роль семьи.
Таковы некоторые научные сведения о различиях в поведении мужчин и женщин. Повседневная практика показывает, куда большее их разнообразие. Рискну обозначить еще ряд различий, какими они мне видятся в жизни, не игнорируя в тоже время известные, проверенные исследователями факты.
Как было отмечено, женский пол отвечает за стабильность вида, женщины более живучи, выносливы, устойчивы. Эти их биологические свойства накладывают отпечаток на всё поведение и образ жизни. Думается, по этому они ищут постоянство и определенности (особенно усердно за мысленной чертой, которой разграничивают свое детство и взрослость), они также последовательнее и настойчивее, чем мужчины. При этом женщины заметно меняются с возрастом, их формируют супружество, материнство и прочие жизненные обстоятельства. Мужчины, по моим наблюдениям, в большой мере, чем женщины, отличаются психической стабильностью: на протяжении всей жизни они почти не меняют исходные личностные свойства. Например, мужчина бывает, серьезен, или инфантилен с детства и до конца дней своих.
Еще по теме:
Умственное развитие и учебная деятельность младшего школьника
Младший школьный возраст содержит в себе значительный потенциал умственного развития детей, но точно определить его пока что не представляется возможным. Различные решения этого вопроса, предлагаемые учеными-педагогами и практиками-препод ...
Теоретические основы организации и проведения диагностических исследований
Психодиагностика – это область психологической науки разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности. Она направлена на измерение какого-то качества, постановку диагноза и на этой основе, н ...
Выявление долговременных программ.
На протяжении жизненного пути в едином адаптационном процессе одновременно и во взаимосвязи происходит функционирование соматических, личностных и социально-психологических переменных человека, что обусловлено многофункциональностью и раз ...