4) Осознание неслучайности прожитого. В реализации этого и последующих этапов становления образа жизненного пути ведущая роль переходит от подсознания к сознательной субличности.
5) Субъективное раздвижение личностного бытия за пределы собственной физической жизни - завершающий штрих становления картины жизненного пути. Принципиальным решением данной проблемы может стать включение собственного жизненного пути в контекст какого-либо более масштабного процесса.
Осознание картины жизненного пути значимо для качества отношений личности к своей жизни. В развернутом виде отыскание жизненного пути слагается из трех последовательных этапов: осознание кризиса, самоидентификация, реориентация.
Опросник «Картина мира»
позволяет с помощью ряда вопросов определить:
- насколько у данной личности сформирована его личная картина мира;
- абсолютную и относительную истину, свою личную правду и позицию человека в этом мире;
- предназначение человека на земле и его видение смысла жизни;
- тезисы, которые возможно влияют на формирование жизненного пути;
- представление человека по ряду понятий – «помогать», «понимать», «любить», «духовность» и пр.
- отношение человека к себе, своему «Я».
Результат исследования
По опроснику «Картина мира» было опрошено 40 человек, разделенных на 4 группы (по 10 чел.)
. Все женщины в репродуктивном возрасте от 20 до 30 лет (плюс, минус 2года), бездетные.
Бесплодные. Опрос данной группы показал несформированность жизненного пути. В первом пункте опросника (ваша картина мира в 10 утверждениях), испытуемые в большинстве случаев не назвали ни одного утверждения. Лишь в одном было названо утверждение «мир многообразен», что определяет отсутствие личной картины мира в мировоззрении человека.
Во втором и третьем пункте выделяется абсолютная и относительная истина и личная правда, которая используется в жизни человека, как упорядоченность жизненного пути. У бесплодной группы по результатам опрошенных отсутствует их правда, а также абсолютная и относительная истина.
В четвертом пункте (в чем заключается, с вашей точки зрения, предназначение человека на земле), было указано
то, что жизнь одна и нужно успеть посадить дерево, построить дом, родить ребенка. Женщины с данной патологией считают таковым свое предназначение на земле.
Пятый пункт (напишите, пожалуйста, ваши любимые крылатые фразы), позволяющий выявить тезисы, которые возможно, влияют на программирование жизненного пути. В данной группе испытуемых выявляется защитный механизм – вытеснение, проявляющееся - в незнании или отсутствии крылатых фраз.
Шестой пункт (незаконченные предложения), позволяет выявить отношение человека к любви, пониманию, духовности, помощи и др. Для женщин с бесплодием, понимать, значит выслушивать, поддерживать, давать советы, т.е. поверхностное отношение к проблемам других. По мнению данной группы, быть духовным человеком, значит открытым и в тоже время, что касается личной проблемы, в большинстве результатов, испытуемые проявляли закрытость. Такое противоречие свидетельствует о внутреннем конфликте и недоверии к окружающим. Что касается отношения к счастью и любви, выявляется тенденция – получать, но при этом не отдавать
Седьмой пункт помогает определить человека к себе и своему «Я». По результатам опрошенных было выявлено отрицание себя как личности.
Воспалительные заболевания. Опрошенная группа характеризуется противоречивостью мировоззрения и формальным отношение к миру. В отношении абсолютной истины указывают, что добро побеждает зло. Данная формулировка подтверждает предположение о противоречивости взглядов на мир и приверженности социальным нормам. Женщины с данным заболеванием стремятся соответствовать референтной группе людей, относиться к людям с тем теплом и расположением, настолько, насколько они рассчитывают получить взамен.
В формулировке крылатых фраз, часто упоминается частица НЕ, что свидетельствует о страхе сделать ошибку, которая не соответствует социальным нормам, т.е. страх перейти на сторону зла, попробовать запретный плод. Законченные предложения позволяют определить тенденцию хорошего отношения к близким, стремление сочувствовать, понимать, уважать; быть честным, справедливым, воспитанным. Эти понятия характеризуют личность, как внешне доброжелательного и внутренне дистанцированного человека. В отношении себя, своего «Я» используются выражения эталонного человека, что подтверждает предположение о стремлении соответствовать социальным нормам референтной группы.
Аборт. Данная группа характеризуется преобладанием серых тонов « не очень хорошо - не очень плохо». Женщины чувствуют свою несостоятельность и неумение адаптироваться к реалиям жизни, при этом испытывают чувства несправедливости и не знают, как с этим бороться. Тенденция к вытеснению агрессивности и подавлению своей спонтанности. Живут не так , как хочется, а так, как нужно, чтобы быть хорошей дочкой, внучкой, сестрой, любовницей, подругой и т.д. Другими словами – ориентация на социальные догмы, которые не способствуют адаптации личности, потому что существует внутренний конфликт между тем как хочется и тем, как вынужден жить.
Еще по теме:
Возрастные изменения работоспособности
Персонал, накапливающий обширный опыт практической работы и знания, к сожалению, имеет тенденцию стариться. Одновременно не молодеют и руководители. Приходят новые сотрудники, у которых за плечами также груз прожитых лет. Как же организов ...
Зачатки высших форм поведения
Многощетинковые кольчатые черви относятся к наиболее развитым в психическом отношении низшим беспозвоночным. Их поведение отличается подчас большой сложностью и представляет особый интерес в том смысле, что содержит ряд элементов психичес ...
Познавательные стили
В последние десятилетия в психологии познания все более активно стал проявляться интерес к индивидуальной специфике интеллектуальной деятельности, которая в общем виде была обозначена термином "познавательные стили".
Понятие &q ...