человека оказывает значительное влияние на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии.
Алкоголь - усиливает агрессивность, стирает индивидуальность и растормаживает, снижая уровень вменяемости личности и способность человека учитывать последствия совершаемых действий.
В соответствии с вышесказанным необходимо иметь в виду, что биологические процессы протекают в социальном контексте, и следует признать, что на агрессию действуют разные типы факторов, а биологические факторы среды оказывают решающее влияние [10,11].
Антисоциальными формами агрессии являются правонарушения - поведение человека, которое направлено против интересов общества, в целом или личных интересов граждан. В юриспруденции различают правомерное и неправомерное поведение граждан. Неправомерные действия (правонарушения) - это такие юридические факты, которые противоречат нормам права. Подобные действия нарушают установленный в стране порядок.
Насильственные правонарушения вызываются потребностями самоутверждения, недостатками воспитания, особенно в семьях, где нормой поведения было пьянство, грубость, жестокость. К типичным насильственным правонарушениям можно отнести молодёжные "разборки", которые сопровождаются нецензурной бранью, телесными повреждениями, насилием [30,104].
Агрессия возникает на фоне определенного психического состояния, в данном случае — агрессивного. В соответствии с традиционной номенклатурой выделяют познавательный, эмоциональный и волевой компоненты агрессивного состояния.
Познавательный компонент помогает сориентироваться в ситуации, выделить объект для нападения, выбрать "наступательные" средства.
Говоря об эмоциональном компоненте агрессивного состояния, прежде всего выделяют гнев, который часто (но не всегда) сопровождает агрессию и в ряде случаев принимает форму аффекта, ярости. Особый оттенок агрессивному состоянию придают недоброжелательность, злость, мстительность, а в некоторых случаях — сила и уверенность.
Сложным представляется вопрос о волевом компоненте агрессивного состояния. Так, по мнению Н.Д. Левитова, "в агрессивном действии имеются все формальные качества воли: целеустремленность, настойчивость, решительность, в ряде случаев — инициативность и смелость . Агрессивное состояние часто возникает и развивается в борьбе, а всякая борьба требует вышеуказанных качеств".
Вместе с тем агрессия, возникая на самых ранних этапах развития ребенка, долгое время не осознается им в той степени, в которой это необходимо для регуляции поведения. Более того, детская агрессия часто отражает неспособность ребенка адекватно оценить ситуацию, свои возможности, предусмотреть последствия агрессивных действий, справиться с эмоциями и т.д.
Обсуждение волевого компонента агрессивного состояния связано с проблемой силы воли, которая проявляется, очевидно, не столько в умении просто "сдерживать" агрессию, сколько в способности личности управлять своим агрессивным состоянием и агрессивными действиями.
Как уже было сказано, основная причина возникновения и проявления феномена агрессивности – индивидуально- типологические особенности. И поэтому, для того, чтобы подобрать наиболее эффективные способы работы с детьми девиантного поведения, необходимо рассмотреть вопрос о психологических особенностях развития подростков с девиантным поведением.
Все эти данные помогают более глубоко и детально разобраться в причинах отклоняющего поведения у подростков и разработать наиболее эффективные методы работы с ними.
Еще по теме:
Этапы развития личности в теории З. Фрейда
Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убе ...
Появление музыкальной психологии
К концу XIX-началу ХХ века постепенно происходило обособление музыкальной психологии от других психологических областей. На протяжении второй половины XIX-XX веков можно проследить этапы зарождения и становления музыкальной психологии как ...
Доверие как социально-психологическое явление.
В исследовании Скрипкиной Т.П.[3] доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими внутренними ценностями, потребностями, интересами и желаниями, то есть собственной субъектностью , а с дру ...