• враждебная - намеренное причинение вреда другому живому существу;
• инструментальная - использование агрессивного поведения в качестве инструмента для достижения позитивной цели. Примером проявления данного вида агрессии является поведение ребёнка, кричащего и топающего ногами, который хочет, чтобы родители купили ему игрушку. Если родители неоднократно идут у него на поводу, то подобное поведение закрепляется, ребёнок часто использует такие действия для получения желаемого;
• аутоагрессия - агрессия, направленная на самого себя и проявляющаяся в самообвинении, нанесении себе телесных повреждений (крайняя форма - самоубийство).
Что
же является основной причиной возникновения и проявления феномена агрессивности: индивидуально- типологические особенности, биологические факторы, наследственность, воспитание или негативные средовые воздействия? Перечислим основные причины.
Индивидуальные детерминанты агрессии.
Исследования показали, что индивиды с высоким уровнем тревожности проявляют меньший уровень агрессии, чем индивиды с низким уровнем тревожности, так как первые имеют тенденцию ожидать неодобрения со стороны других людей и негативный исход ситуации.
Личностная характеристика
(предвзятая атрибуция агрессии). Она представляет собой тенденцию приписывать другим людям враждебные намерения, даже когда таковые отсутствуют.
Темперамент
— проявляется в самом раннем детстве и обычно не меняется в течение жизни.
Авторитаризм
- авторитарные люди более агрессивны.
Чувство стыда.
Существует следующая закономерность - чем чаще человек испытывает чувство стыда в процессе взаимодействия с другими людьми, тем выше его склонность к гневу и агрессивному поведению.
Половые различия.
Мужчины и женщины различаются прежде всего своими установками относительно агрессивного поведения. Мужчины относятся к агрессии как к средству достижения поставленной цели и склонны прибегать к прямой агрессии. Женщины относятся к агрессии как средству выражения гнева и снятия стресса путём высвобождения агрессивной энергии и склонны прибегать не к прямой, а к косвенной агрессии, нанося вред противнику чаще всего окольными путями. Половые различия в агрессии порождаются тем, что в большинстве культур считается, что мужчины во многих ситуациях должны вести себя более агрессивно, чем женщины.
Национальная принадлежность
оказывает определённое влияние на формирование агрессивного поведения, так как существуют культуры, в которых присутствует положительное отношение к проявлению агрессивности.
Негативные средовые воздействия.
Также агрессивность усиливает боль, причём как физическую, так и душевную. Особо сильным возбудителем является атакующее поведение другого человека. В жаркую погоду все становятся раздражительными и возбуждёнными. Теснота, вторжение в индивидуальное пространство человека также являются факторами, вызывающими стресс. Повышенная влажность, шум, загрязнённый воздух, занятие спортом или наблюдение за спортивными соревнованиями и др. усиливают возбуждение человека, которое в сочетании с враждебными мыслями или чувствами может облегчить агрессивное поведение.
Телевидение.
Зрители не только воспринимают экранные модели насилия, но
при постоянном просмотре подобных сцен человек становится более безразличным к чужой боли, искажается его представление о реальности. Просмотр насилия по телевидению изменяет восприятие действительности, люди начинают воспринимать мир более опасным, что приводит к увеличению страхов и тревоги.
Наследственность
- влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии.
Химический состав крови
Еще по теме:
Ценности личности и ценностные ориентации
Одним из главных факторов выбора профессии и становления личности как профессионала являются ценности личности и ценностная ориентация. Рассмотрим эти факторы.
Ценность трактуется отечественными и зарубежными авторами по-разному: как зна ...
Роль темперамента в трудовой и учебной деятельности человека
Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, хотя, как правило, все они подчинены некой общей цели, способствующей пониманию индивидуальности человека и определению его возможностей и склонностей.
Так, динамические черты л ...
Содержание и особенности Я-концепции
Первым из психологов, начавший разрабатывать проблематику Я-концепции был Уильям Джеймс. Глобальное, личное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее (чистый опыт) и Я – как объект (содержание это ...