А.Бек выделяет следующие когнитивные паттерны, продуцирующие депрессивные состояния: когнитивная триада, когнитивные схемы и когнитивные ошибки. Функционирование этих паттернов способствует формированию чувства беспомощности и зависимости от окружающей среды депрессивного субъекта. В силу определенных искажений мыслительных процессов правила строятся на основе неверных умозаключений типа "не быть успешным - значит быть полностью неуспешным".
Когнитивный подход вводит ряд важных концептов, позволяющих экстраполировать их на область нормального психического функционирования самосознания, и являемся одной из наиболее психологически проработанных моделей депрессии. Однако сведение депрессивного симптомокомплекса к когнитивному каузативу некоторые авторы считают недоказанным и считают, что когнитивные нарушения являются скорее следствием, а не причиной депрессивных состояний.
Не находят своего объяснения в рамках когнитивной теории и случаи внезапно возникающих депрессивных состояний по типу циркулярной депрессии и смены фазы заболевания при маниакально-депрессивном психозе.
«Некоторые авторы, не занимаясь созданием общих теорий депрессии, пытаются выделить факты, которым приписывают решающее значение в возникновении этого расстройства. Они, развивая идеи эгопсихологии указывает на возможность возникновения депрессии в следствии утери цели существования; а также нарушения социальных связей и потери социальной идентичности».
Часто в депрессивном состоянии возникают суицидальные идеи — мысли об умышленном лишении себя жизни в силу подавления инстинкта самосохранения.
Суицидальные мысли могут иметь разную степень оформленности, стойкости и интенсивности в зависимости от характера депрессии, ее глубины и течения, а также особенностей ситуации. На высоте развития депрессии возможны импульсивные суицидальные попытки, однако, чаще всего суицидальные тенденции появляются при относительно неглубоких депрессиях без идеаторного и моторного торможения, со значительной выраженностью переживаний малоценности, идей самообвинения, депрессивной деперсонализации. Нередко их развитию сопутствует неблагоприятная ситуация, потеря психотерапевтического контакта с врачом или близкими людьми.
Мотивы, движущие суицидальным поведением: невыносимая душевная боль, идеи неполноценности и самоуничижения, самонаказание, самообвинения, ипохондрические идеи, экзистенциальный тупик (безысходность, безвыходность), неизлечимые заболевания, потеря экологической ниши, ситуационные моменты, которые прежде не были патогенными (семейные, служебные, межличностные) и др.
Еще по теме:
Теории способностей
В психологии выделяется три концепции способностей:
А) теория наследственности способностей,
Б) теория приобретенных способностей,
В) приобретенное и природное в способностях.
1. Теория наследственности способностей ведет свою историю ...
Организация детского пространства
М. Монтессори решительно изменила облик помещений, в которых занимались дети. Она шутила, что нашла к уже имеющимся двумстам шестидесяти проектам школьных парт двести шестьдесят первый – все их выбросить. В "Доме ребенка" были у ...
Толпа и масса
Массовые мероприятия являются традиционным методом работы с электоратом как отдельных кандидатов, так и политических партий, находят применение и в других институтах общественной жизни.
Федеральное законодательство к числу массовых (публ ...