. В объяснении причин их возникновения лидирует мнение о роли мотивации получения высшего образования.
Если общие девиации студенчества в той или иной степени анализируются социологами, то специфические девиации рассматриваются лишь эпизодически в рамках конкретно-социологических исследований молодежи. Между тем, даже незначительные отклонения от норм, принятых в вузе, могут предшествовать делинквентному поведению, а потому заслуживают такого же пристального внимания, как и отклонения от общепринятых норм. Такая связь общих и специфических девиаций свидетельствует об одном источнике происхождения, в связи с чем целесообразно изучать их в единстве.
Объяснение природы девиантного поведения социальными причинами является характерной особенностью социологического подхода к изучению девиантности. При этом в основе большинства социологических концепций (аномия, теория «напряжения», конфликт культур, теория субкультур и т.д.) лежит ценностный аспект. В данном контексте можно сделать вывод о том, что источником девиантного поведения (также как и нормативного) являются ценности – основные принципы, определяющие отношение индивидов и социальных групп к общепринятым образцам поведения, мышления, и регулирующие их поступки.
В своей регулятивной функции ценности тесно связаны с социальными нормами, которые также определяют правила, цели, которыми необходимо руководствоваться в своих действиях. Однако ценности более устойчивы, их отличает более глубокий уровень интериоризации. Являясь «фундаментом» человеческого поведения, ценности определяют отношение субъекта к существующим социальным нормам и непосредственно мотивируют поведение. Говоря о ценностях, разделяемых конкретным человеком, оперируют понятием «ценностные ориентации». Именно они определяют направление, в котором индивиды действуют, цели, к которым стремятся, и средства, которыми пользуются для достижения этих целей. Ценностные ориентации могут укреплять, провоцировать сложившуюся антиобщественную установку личности, тормозить асоциальные потребности, тем самым, препятствуя возникновению девиантного поведения, или же выступать в качестве самостоятельного мотива последнего.
В условиях социальных преобразований происходит трансформация общественного сознания, которая выражается в том, что на фоне прежних представлений возникают новые. В результате меняются предпочтения, взгляды на те или иные явления. При этом утвердившиеся в сознании общественные ценности, нормы остаются по-прежнему актуальными для отдельных индивидов и социальных групп, в то время как для других они вытесняются на второй план, уступая место более значимым в данный момент времени. В связи с этим отслеживать изменения в ценностной системе общества или отдельных социальных групп целесообразно, опираясь на ценности, свойственные большинству населения или группы.
Зачастую изменения в ценностной системе провоцируют рост девиантных ценностей (или «антиценностей»), которые в стабильном обществе присуще незначительной части населения и не имеют возможности распространяться, так как сдерживаются общественным мнением. В данном контексте переоценку ценностей можно рассматривать как приспособление к новым условиям посредством коррекции взглядов, ценностной ориентации, норм поведения. Это приспособление зачастую приводит к тому, что различные отрицательные явления (беспринципность, продажность и т.д.) все чаще воспринимаются в обыденном состоянии не как аномалия, а как вполне нормальный вариант взаимоотношений.
Многочисленные социологические исследования в крупных городах и провинции фиксируют изменения в ценностной системе современного студенчества[10] [12]. В целом же в настоящее время наблюдается тенденция к переориентации с общественных проблем на личностные. Студенты, как и молодежь в целом, ориентируется, прежде всего, на собственные интересы, полностью разделяя психологию индивидуализма. Большинство из них стремится к обеспеченной жизни, под которой подразумевает возможность существовать, ни в чем себе не отказывая. Среди «новых» инструментальных ценностей современного студенчества зачастую на первый план индивидуалистическое утилитарное сознание западного типа, которое порождает прагматично-утилитарное отношение к социальным нормам. Выражением прагматично-утилитарного сознания является отношение к ценностям как к средствам достижение определенных целей. В связи с этим отмечается тенденция к «превращению» образования (изначально терминальной ценности) в способ получения диплома, высокооплачиваемой работы или отсрочки от армии, - т.е. в терминальную ценность, что во многом способствует развитию специфических девиаций.
Трансформация ценностей студенчества в данных направлениях является следствием общей переоценки ценностей, которая отражает реальные изменения в российском обществе.
Еще по теме:
Депрессивная акцентуация личности
Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы. Им присуща тенденция к социально-положительному и социально-отрицательному развитию в зависимости от воздействий с ...
Основные направления осуществления
государственной молодежной политики
Основными направлениями осуществления государственной молодежной политики являются:
- обеспечение соблюдения прав молодежи;
- обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;
- содействие предпринимательской деятельности молоде ...
Дедуктивная аргументация
Дедуктивная аргументация представляет собой выведение обосновываемого положения из иных, ранее принятых положений. Если выдвинутое положение удается логически вывести из уже установленных положений, это означает, что оно приемлемо в той ж ...