- переходный интервал, или время переключения, т. е. время, затраченное на переход от одной деятельности (одного объекта, операции) к другой;
- объем работы в единицу времени (по сравнению с объемом работы, выполненным в то же время в деятельности без переключения
внимания) (в качестве показателя производительности можно рассматривать и время выполнения определенного по объему материала);
- точность работы, ее безошибочность или наличие ошибок переключения, в которых может проявляться тормозящее влияние предыдущей деятельности.
· Распределение внимания. Под распределением внимания понимают такое его свойство, которое обусловливает успешность одновременного выполнения двух (или более) видов деятельности (или нескольких действий в процессе одной деятельности). В сложных современных видах труда может одновременно совмещаться два или несколько видов деятельности; деятельность может складываться и из нескольких различных, но одновременно протекающих процессов (действий), каждый из которых отвечает различным задачам. Во всех этих случаях человеку необходимо распределять внимание, т. е. одновременно сосредоточивать его на различных процессах (объектах).
· Объем внимания – это такая его характеристика, которая
определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере сознания человека. Средний объем внимания человека равен 5-7 единицам информации.
Самую распространенную группу лабораторных методов исследования внимания составляют бланки, которые объединены под общим названием «корректурные пробы». Они могут состоять из разного рода стимулов: букв, цифр, геометрических фигур и др. Задание для испытуемого – найти заданный стимул среди других и зафиксировать его на бланке.
Методическое обеспечение исследования внимания требует придерживаться определнных условий (чтобы успешность выполнения не была обусловлена специальными способностями). Действия испытуемого должны поддаваться контролю, а показатели успешности должны иметь количественное выражение. Этим условиям отвечает метод корректруной пробы (Бурдона-Анфимова).
На основе результатов, полученных в данной группе, можно сделать вывод, что отсутствие отвлекающих факторов в большинстве случаев повышают успешность деятельности (коэффициент точности без помех в среднем по группе изменился на 2% в сторону увеличения). Точно также можно сказать о том, что для данной группы верно то, что наличие отвлекающих факторов снижает успешность деятельности. Есть также и результаты по группе, когда наличие отвлекающих факторов не влияет на успешность деятельности (3 человека: бланки АГ, АД, АЕ), хотя данных одного исследования недостаточно, чтобы говорить об этом как о закономерности (нужна более большая выборка испытуемых, а также повторные корректурные пробы для этих испытуемых, чтобы можно было сделать такой вывод). Также можно сделать вывод о том, что у данной группы испытуемых хорошие показатели концентрации произвольного внимания– способности сохранять сосредоточенность при наличии помех – этим показателям соответсвуют 97% испытуемых в группе.
Еще по теме:
Общение как восприятие людьми друг друга
Процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и составляет то, что называют перцепцией. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человек ...
Разделительное доказательство
Во всех рассмотренных косвенных доказательствах выдвигаются две альтернативы: тезис и антитезис. Затем показывается ложность последнего, в итоге остается только тезис.
Можно не ограничивать число принимаемых во внимание возможностей толь ...
Исследование групповой сплоченности детей
Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта ...