Термин «становление» является, пожалуй, одним из самых часто употребляемых как в философии, педагогике, так и в психологии, однако его семантическая наполненность столь же часто расплывчата и неопределенна.
В современном общепринятом научном понимании «становление – философская категория, выражающая спонтанность, изменчивость вещей и явлений – их непрерывный переход в другое, приобретение новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию» [2, c.5]. Этот термин привлек к себе внимание многих мыслителей. Наиболее распространенное понимание становления в истории философии – это его трактовка как перехода от одной определенности бытия к другой: все существующее является становящимся, а его бытие есть становление. Позже, в процессе развития философии, становление опять получило приоритет перед бытием. По мнению Гегеля, каждый имеет представление о становлении и при этом каждый признает, что «это есть лишь одно представление; каждый, далее признает, что если проанализировать это представление, то мы убедимся, что в нем содержится определение бытия, а также того, что полностью противоположно – определение ничто; далее два эти определения нераздельны в одном представлении, так что становление есть единство бытия и ничто» [3, с.8]. Само становление, по Гегелю, выступает в качестве «первой истины», являющейся отправным пунктом всего последующего развития, начальной точкой возникновения, порождения вещей и явлений.
Исследование проблем становления и развития человека как профессионала в деятельности является одной из существенных задач новой науки – акмеологии (Б.Г. Ананьев).
Чаще всего становление характеризуется в неразрывной связи с развитием или формированием, объединяя, и даже подменяя эти термины друг другом, в особенности, если речь идёт о становлении и развитии личности. Сущность категории «профессиональное становление» может быть выявлена в сопоставлении её с категориями «развитие» и «формирование».
Развитие определяется как объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения материальных и идеальных объектов. Проведенный нами анализ научной литературы показал, что множество психологических концепций развития личности не дают четкого ответа на вопрос, что понимается под «развитием личности». Существует много определений. Вот одно из них. Развитие личности – объективный процесс становления и обогащения физических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию его внутреннего потенциала, его сущности и назначения, процесс изменения индивида в результате его социализации. Развитие личности осуществляется через изменение её направленности. Направленность личности является результатом противоречивого единства социализации, то есть усвоения социального опыта и культуры, и индивидуализации (процесса развития интеллекта, воли, эстетического вкуса, творческих способностей личности). В ходе развития личности происходит и становление её целостности. По мнению К. М. Левитана, эта целостность заключается в направленности, которая обеспечивает непрерывность, преемственность всех периодов развития личности, а также в обретении необходимых отсутствующих качеств личности [9, c.38].
Развитие личности профессионала происходит путем качественных изменений, ведущих к новому уровню ее целостности. Оно предполагает изменения сущностных сил личности, преобразование сложившихся установок, ориентации, мотивов поведения под влиянием изменяющихся общественных отношений.
С точки зрения Л.И. Анциферова, «развитие – основной способ существования личности, социальное и психическое становление которой не ограничено какими-то определёнными отрезками времени. Оно осуществляется на всех этапах жизненного пути человека. Период зрелости не может рассматриваться как конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно завершается. Наоборот, чем более зрелой в социальном и психологическом смысле становится личность, тем более возрастает её способность к дальнейшему развитию» [11, c.15]. Таким образом, постоянная незавершённость, а, следовательно, нескончаемость процесса становления – характерная черта психологической организации личности и одно из обязательных условий её способности к безграничному развитию.
Личность, развиваясь, формируется, принимает определённую форму. Эта форма представляет собой целостную систему социальных свойств, позволяющую общественной жизни человека функционировать не только в коллективной, но и индивидуальной форме. Под формированием обычно понимают совокупность приёмов и способов социального воздействия на индивида, имеющих целью создать у него систему определённых отношений, ценностных ориентаций, убеждений, воспитать профессионально значимые качества. Прогнозируя себя в будущее, личность сама себя формирует. Таким образом, формирование личности – процесс становления социально значимых качеств личности, ее убеждений, взглядов, способностей, черт характера. По мере становления личности растёт целостность её психологической организации, накапливается новый потенциал развития.
Еще по теме:
Профилактика девиантного поведения подросткового возраста
Первоосновой системы защиты детства выступает правовая база, которая включает международное законодательство, российские государственные законы и местные положения, инструкции, методики. В качестве государственной правовой базы социальной ...
Принципы и модели
педагогической профилактики
В профилактике наркомании специалисты выделяют несколько направлений: медицинское, юридическое, социальное. Как правило, все они ориентированы на «исправление» последствий наркотизации - медики разрабатывают все новые и новые методы лечен ...
Оральный характер
Если поведенческий паттерн индивида характеризует чувство депривации, сильный страх потерять любовь объекта, внутренняя пустота и отчаяние, мы говорим, что у него оральный тип характера. Такие люди зависимы во взаимоотношениях. Их отличаю ...