Психические основы обучения животных человеческой речи.

Полезная информация » Язык и общение животных » Психические основы обучения животных человеческой речи.

Страница 1

Исследование этой важной проблемы – труднейшая задача, и над её решением работают во всех странах. В подходах к ней учёные разделились на две основные группы.

Одни из них считают, что психические процессы у животных не отличаются от таковых у человека и разница между ними лишь в степени и характере развития этих процессов. По мнению учёных этой группы, в области психики животные обладают всем тем, что есть в человеке, а разница состоит лишь в степени развития уровня психической деятельности у животных по сравнению с человеком. Животные, находясь в своей среде обитания, не испытывают потребности в развитии и совершенствовании этой деятельности, если к ним не предъявляются новые требования, т. к. они вполне соответствуют среде. Но при необходимости они могут развить имеющиеся у них большие возможности и овладеть речью хотя бы в примитивной форме.

С точки зрения других зоопсихологов, у животных имеются всего лишь предпосылки того, что люди называют разумом, сознанием, мышлением и интеллектом. У животных поведение, умственная и психическая деятельность покоятся на врождённых, наследственно обусловленных инстинктах, закреплённых в генетической программе на протяжении всей эволюции. Животных не следует во всём уподоблять человеку. У животных есть биологические предпосылки мышления, но не зачатки этого качества.

Но если внимательно анализировать особенности психических процессов у животных, особенно у выдающихся и одарённых их представителей, то можно прийти к выводу, что животным нельзя отказать в разуме, абстрактном мышлении, наличии сознания и самосознания.

На основе тщательного анализа уровня рассудочной деятельности животных Л. В. Крушинский приводит последовательность их способности к решению задач: на первом месте находятся млекопитающие – обезьяны, дельфины, бурые медведи, собаки, лисы, кошки; на втором месте птицы – вороновые; на третьем месте – амфибии и рыбы.

Научные дискуссии учёных по коренным вопросам зоопсихологии и зооэтологии продолжаются многие десятилетия и не утихают в настоящее время в связи с новыми открытиями в этих областях.

Специалисты-зооэтологи по китообразным заявляют, что изучение мозга дельфинов позволяет перейти от оценки уровня развития центральной нервной системы китообразных к определённому утверждению, что этот уровень выше уровня развития мозга исследованных человекообразных обезьян и ближе к уровню развития человека.

Животные после обучения различают фонемы – звуковой эквивалент буквы и понимают человеческую речь. Животные способны различать звуковые характеристики отдельных букв, звуковых сочетаний, полученных на электронных синтезаторах человеческой речи, и даже сложные звуки, входящие в состав целых предложений.

Не исключено, в таком случае, что животные, особенно наиболее талантливые, после обучения понимают смысл произносимых слов и что возможен активный диалог между человеком и животным.

Произносимые воронами и попугаями слова выражают определённые смысловые ассоциации, то есть понятия и символы, несущие значения слов и связи между ними.

После длительных исследований И. С. Бериташвили пришёл к заключению, что у животных имеется четыре вида памяти:

- свежая, краткосрочная, возникающая после нескольких минут восприятия объекта;

- длительная, долгосрочная, проявляющаяся через много дней;

- условно-рефлекторная, устанавливающаяся после выработки условного рефлекса;

- эмоциональная, выражающаяся в повторном эмоциональном возбуждении.

В жестовой речи у приматов и в разговоре высокоодарённых птиц прослеживаются элементы словесно-логической памяти и самосознания. Животные умеют созерцать, решать логические задачи, изменять модели поведения, наслаждаются картинами, играми, нуждаются в общении. Дельфины с упоением готовы играть с мячом в бассейне, слоны с удовольствием играют в футбол, а любовь к пению отмечена у всех животных – от лягушек до обезьян и китов. Любовь и преданность, жалость и сострадание, альтруизм и жертвенность – все эти высокие морально-этические качества человека в равной мере присущи животным.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Формы мышления
На основе многолетних экспериментальных исследований Ладыгина-Котс пришла к выводу, что мышление животных имеет всегда конкретный чувственно-двигательный характер, что это мышление в действии, причем эти действия являются всегда предметно ...

Психологические приемы влияния на партнера во время делового общения
Эффективность делового общения зависит от глубокого знания предмета разговора, создания атмосферы взаимного доверия, умения обосновать свою позицию, взгляды, идеи и аргументированно доказать ошибочность мнения и доводов оппонентов. При по ...

Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением. Синдром эмоционального вы ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru