Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных – Mini-Multi, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях конструктной валидности Mini-Multi указывается на его достаточную валидность при групповой диагностики, а при индивидуальной – только в случаях выраженных психических отклонений. На русском языке Mini-Multi адаптирован В.П.Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности этой методики.
Утверждения MMPI часто используются для конструирования других личностных опросников. В последнее время для облегчения обработки данных все шире привлекаются различные компьютерные программы.
MMPI широко используется в отечественных психодиагностических исследованиях. Адаптация опросника началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант, состоящий из 384 утверждений (Ф.Б. Березин и М.П. Мирошников, 1967). Березиным с соавторами разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация. Большая работа по адаптации опросника проводилась в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, московским психологами. На основе утверждений MMPI петербургскими психологами и психиатрами созданы новые дифференциально-диагностические шкалы: параноидной шизофрении, уровня невротизации и психопатизации, депрессивных состояний.
В 1989г. опросник был значительно переработан и опубликован под названием MMPI – 2. Одновременно были изданы как обычная версия, так и компьютерная. Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три контрольные шкалы и 10 клинических шкал. Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность, подверженность страхам, обсессивность, депрессивность, забота о здоровье, причудливость и странность мышления, гневливость, циничность, склонность к антисоциальными поступкам, близость типу А личности, низкая самооценка, семейные проблемы, социальный дискомфорт, помехи в работе, негативные индикаторы для лечения.
MMPI-2 содержит и три новые контрольные шкалы. Первая из них состоит из редко подтверждаемых утверждений. Вторая и третья – шкалы несовместимости ответов, с помощью которых оценивается степень выраженности у обследуемого тенденции отвечать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на выборке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет.
В последнее время обсуждается вопрос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным MMPI и MMPI-2. В общем, отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее поднят, нежели в MMPI. В итоге снижается «демаркационная линия» подъема клинических шкал.
Сведений об использовании MMPI-2 в СНГ не имеется.
После того, как мы ознакомились с наиболее известными методиками определения характера, можно заметить у них сходные черты. Но, пожалуй, самой значительной и самой заметной является то, что характер диагностируется через определение акцентуаций – это чрезмерное усиление отдельных черт характера, при котором наблюдаются не выходящие за пределы нормы отклонения в психологии и поведении человека, граничащие с патологией. Определенные черты личности, ярко выраженные у больного и определяющие течение и ход его болезни в умеренной форме присутствует и у здорового человека.
Так как характер очень тесно связан с темпераментом, то некоторые опросники (например, опросник К. Леонгарда) выявляют не только акцентуации характера, но и акцентуации темперамента.
Еще по теме:
Проблема политического вождя
Структура политического тоталитарного мифа строится вокруг понятия вождя. В конкретном мифе это понятие ассоциируется с конкретной личностью и конкретной целью, к которой вождь ведет общество. Выбор цели мотивируется какой-либо фундамента ...
Характер как психологическая категория .
Людей отличают друг от друга не только врожденные индивидуальные черты, но также и разница в развитии, связанная с течением их жизни. Поведение человека зависит от того, в какой семье он вырос, в какой школе учился, кто он по профессии, в ...
Заключение.
Формирование духовно-нравственных основ личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно-развитой личности в процессе исторического развития о ...