Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.

Полезная информация » Эмоционально-волевая сфера личности » Психические состояния и их учет в деятельности сотрудников следователя.

Страница 4

Все эти признаки имеют значение при расследовании преступлений против жизни и здоровья граждан в ходе доказывания: неосторожной формы вины, внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), превышения необходимой обороны или когда должностное лицо (оператор) не справилось со своими функциональными обязанностями в экстремальных условиях деятельности.

Эмоции страха, нравственные страдания, переживаемые субъектом в той или иной криминальной ситуации, могут быть составным элементом мотивационной сферы личности, рассматриваться в качестве психологического мотива, побудительной силы, толкнувшей его на совершение преступления (убийства, причинения телесных повреждений и т.п.).

Аффект - переживания, протекающие кратковременно, бурно, внешне выраженные в определенных моторных актах и имеющие определенные внешние причины и поводы для возникновения. При аффекте наблюдается явление "сужения сознания" у человека, то есть резкого снижения уровня самоконтроля и волевой регуляции. Состояние сильного душевного волнения или аффекта учитываются в уголовном законе /см.ст.ст.107,113 УК РФ/ при квалификации преступлений и назначении наказания.

Аффектами называются эмоциональ­ные процессы, быстро овладевающие че­ловеком и бурно протекающие. Они характеризуются значи­тельными изменениями сознания, нарушением контроля за дей­ствиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал.

Аффективное поведение человека - это целостное психическое явление. Знание диагностических признаков аффекта помогает сотрудникам собрать необходимую информацию на предмет установления с помощью судебно-психологической экспертизы состояния аффекта. Такими признаками являются:

n субъективная внезапность возникновения аффективного возбуждения, прежде всего, для человека, у которого возник аффект;

n кратковременный, взрывной характер эмоциональной разрядки;

n интенсивность, напряженность эмоциональных переживаний, проявляющиеся в мышечном напряжении, двигательном возбуждении в виде импульсивных, стереотипизированных действий (так называемые привычные автоматизмы);

n специфические изменения сознания, его «суженность», концентрация мышления на аффективно окрашенных переживаниях, вследствие чего субъектом осознаются только ближайшие цели и принимаются неадекватные возникшей ситуации решения в ущерб собственным планам и интересам, о чем он сам впоследствии обычно сожалеет;

n нарушение психических познавательных процессов (фрагментарность восприятия, частичная амнезия происшедшего и т.п.);

n внешне наблюдаемые признаки расстройства вегетативной нервной системы (изменение цвета кожных покровов лица, аффективно окрашенная мимика, прерывистая речь с нарушением артикуляции, измененным тембром голоса, замедленным темпом произнесения слов в стадии спада);

n снижение эмоционально-волевой регуляции поведения, самоконтроля;

n постаффективное истощение нервной системы, упадок сил, снижение активности, оглушенность, заторможенность в стадии спада.

Кроме этого исследуются характер аффектогенной ситуации, индивидуально-психологические особенности личности виновного, характер действий в момент совершения преступления и особенности поведения после.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Дети – зеркало родителей
Вы, наверное, видели фильм, одна из сцен которого волнует меня до сих пор. Малышам из старшей группы детского сада психологи предложили сыграть во «взрослый» праздник. Расставили столы, поставили лимонад и сласти, рассадили детей и . Пере ...

Знаменитые последователи З.Фрейда
Шандор Ференци 22 мая 1933 года. Умер Шандор Ференци - венгерский психиатр и психоаналитик, один из учеников и последователей З. Фрейда. Ференци (Ferenczi) Шандор (7.7.1873, Мишкольц, Венгрия – 22.5.1933, Будапешт) — венгерский психиатр ...

Рождение педагогической системы М. Мантессори
В 1896 г. М. Монтессори заканчивает университет и становится первой в Италии женщиной – доктором медицины. Она могла выбирать различные пути, но останавливается на самом неблагодарном: создает специальную школу, а затем и медико-педагогич ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru