У любого психолога есть и постоянные клиенты. Чаще всего, это, те, кто пережил психическую травму и требует продолжительной поддержки: одинокие люди, инвалиды, душевнобольные. Поэтому эмоциональная стойкость для психолога – это одно из необходимых профессиональных качеств.
Исследование психологов и физиологов свидетельствует о взаимосвязи эмоциональной стойкости и свойств высшей нервной деятельности. П. К. Анохин свидетельствует, что эмоциональные ощущения закрепились как своеобразный инструмент, удерживающий жизненный процесс в его оптимальных границах. Я. Стреляу считает, что эмоциональная стойкость зависит от свойства "реактивности личности". В случае "реактивность" характеризует высоту порога чувствительность проблемы и порога трудоспособности: что чем ниже порог чувствительности, тем ниже порог трудоспособности. А особы, у которых реактивность к стимулам высокая, в значительной мере ухудшают качество деятельности в стрессовых ситуациях.
Итак, по мнению В. Д. Небылицына, проблема свойств нервной системы «превращается в план проблемы факторов оперативной надежности человека, сталкивающегося с экстремальной ситуацией при условиях значительной напряженности» [4, с. 125].
Эффективность формирования эмоциональной стойкости у студентов -психологов определяется применением упражнений специального психофизического тренинга и ранней психодиагностикой, которая учитывает характеристики эмоциональной стойкости на разных уровнях ее проявления. Главным путем формирования эмоциональной стойкости является овладение приемами эмоционально-волевой регуляции на психологическом и физическом уровнях, развитие и усовершенствование индивидуальных свойств и психических функций личности, которые обеспечивают эмоциональную стойкость. Применение целостного комплекса психокоррекционного влияния разрешает оптимизировать эмоциональную стойкость будущих психологов во время учебной деятельности.
Изучение психологических условий и особенностей учебной деятельности студентов определило целесообразность и необходимость формирования эмоциональной стойкости, обусловило отбор комплекса психодиагностических и психокоррекционных методик. Это также дало возможность отделить те факторы, которые существенно влияют на эффективность учебной деятельности и уровень эмоциональной стойкости - увеличение интенсивности информационного потока, увеличение количества видов деятельности, возрастание личной ответственности за успешность учебной деятельности, значительное увеличение интеллектуальной нагрузки.
Информативными показателями, которые свидетельствуют об изменении уровня эмоциональной стойкости, следует считать: нейротизм, ситуативную тревожность, нервно-психическую стойкость; гипертимность, тревожность, возбудимость, эмотивные типы акцентуаций; общую интернальность, предметную и социальную эргичность, предметную и социальную пластичность, социальный темп, предметную и социальную эмоциональность; эмоциональную стойкость; такие эмоциональные состояния как тревожность, агрессивность, ригидность, трудоспособность и успешность учебной деятельности.
Обычно диагностика осуществляется при помощи отдельных методик: методики определения эмоциональной стойкости (разработанной сотрудниками лаборатории психофизиологических проблем высшей школы Казанского университета), методики ТТАРС (определение тревоги, трудоспособности, активности, расположения духа и самочувствия), методики диагностики эмоциональных состояний Г. Айзенка, методики определения темперамента В. М. Русалова, методики определения локуса контроля Дж. Роттера и нейротизма Г. Айзенка.
Итак, для будущего психолога эмоциональная стойкость – это не только профессионально необходимая черта, но и качество, которое нужно вырабатывать на протяжении всей жизни.
Еще по теме:
Формы существования ценностей
Необходимо отметить, что "ценность" как категория и междисциплинарное понятие характеризуется множественностью (хотя и не безграничной) аспектов и форм существования. Д.А.Леонтьев различает следующие формы существования ценно ...
Жизненное и научное знание в работе психолога
Жизненный опыт познания других людей и самого себя у любого человека обобщается в таких целостных психических образованиях, как концепция жизни и смерти, Я-концепция, концепция другого человека, концепция человека. Это идеи, бытовые теори ...
Характер и фиксированная установка
Существенную роль в развитии характера играют автоматизмы, возникающие на основе психологического механизма установки, которая выступает в качестве целостного психического состояния, предрасполагающего к определенному направлению деятельн ...