Как известно, ученые различают стенические и астенические эмоции (в зависимости от энергетизирующего влияния: 1) стенические эмоции повышают жизнедеятельность, увеличивают силу и энергию человека; 2) астенические эмоции снижают жизнедеятельность, уменьшают силу и энергию человека.
Э. Киршбаум и А. Еремеев придерживаются мысли о том, что положительные эмоции повышают психическую активность, обеспечивают "настроенность" на решение определенных задач. Отрицательные эмоции, чаще всего, снижают психический тонус, обуславливают более пассивные способы защиты. Вместе с тем некоторые отрицательные эмоции могут активно усиливать защитные возможности организма, в том числе и на физиологическом уровне (повышение мышечного тонуса, артериального давления, увеличение вязкости крови и тому подобное) [6, с. 56].
В. Смирнов и А. Трохачёв считают, что под эмоциональной стойкостью можно понимать константность психических и подвижных функций в условиях эмоциогенных влияний [23, с. 135]. Как отмечает Е. Ильин, не существует "общей" эмоциональной стойкости. К различным эмоциогенным факторам эта стойкость будет разной [8, с. 98]. Поэтому, по его мнению, правильнее было бы говорить не об эмоциональной стойкости, а о стойкости личности к конкретного эмоциогенному фактору.
Отдельные ученые связывают с эмоциональной стойкостью надежность деятельности. По их мнению, эмоциональная стойкость - это свойство темперамента, который разрешает надежно выполнять целевые задачи. Эта стойкость обеспечивается оптимальным использованием резервов нервно-психической эмоциональной энергии.
Следует отметить, что для многих ученых главным критерием эмоциональной стойкости является эффективность деятельности в эмоциогенной ситуации. Так, Я. Рейковский определяет эмоциональную стойкость как способность эмоционально возбужденного человека сохранять определенную направленность своих действий, адекватное функционирование и контроль над выражением эмоций [19, с. 102].
Однако, следует еще раз подчеркнуть, что анализ источников убеждает в том, что в психологической литературе еще мало исследуются психологические особенности эмоциональной лабильности личности.
Еще по теме:
Эмоциональность
Эмоциональность трактуется как совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют о ...
Изучение межличностных отношений в
группе при помощи детского рисунка.
Широко рисуночные методики известны за рубежом. Популярность этих методик Г.Т. Хоментаускас объясняет несколькими причинами:
1.Процесс рисования оказывает исключительное растормаживающее действие на ребенка, уменьшает напряжение, возника ...
Диагностика и коррекция двигательных и речевых
нарушений детей с ДЦП
Если ваш ребенок имеет симптомы, которые могут указывать на церебральный паралич, ему необходимо провести детальное обследование. Нет медицинских исследований, которые могли бы подтвердить диагноз церебрального паралича. Диагноз выставляе ...