Способности — индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся.
Способности — понятие динамическое, их формирование определенным образом происходит в процессе организованной деятельности.
Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.
Задатки многозначны, они обуславливают: разные пути формирования способностей, влияют на уровень достижения, быстроту развития.
На формирование способностей влияет ряд условий. Это — теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.
Способности, находятся в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.
Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности. В этом плане обычно различают:
общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);
специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Так, например, ведущими свойствами в литературных, математических, педагогических и художественных способностях являются:
В литературных: особенности творческого воображения и мышления; яркие и наглядные образы памяти; развитие эстетических чувств; чувство языка.
В математических: умение обобщать; гибкость мыслительных процессов; легкий переход от прямого к обратному ходу мыслей.
В педагогических: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
В художественных: особенности творческого воображения и мышления; свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов; развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому; волевые качества личности, обеспечивающие претворение замысла в действительность.
Выделяют следующие уровни способностей:
репродуктивный (обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью):
творческий (обеспечивает создание нового, оригинального).
Следует, однако, иметь в виду, что всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества, а творческая деятельность включает и репродуктивную, без которой она невозможна.
Различают также теоретические и практические способности. Они различаются тем, что первые предполагают склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые к конкретным, практическим действиям. Часто они не сочетаются друг с другом.
Одна и та же способность может быть разной по степени развития.
Талант — высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности.
Гениальность — высший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.
Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» — определяет в значительной мере особенности их способностей.
Еще по теме:
Смысложизненные ориентации студентов-психологов с разным уровнем
профессионального самоопределения
Представления современной молодежи о профессиях и рынке труда в большинстве своем оторваны от действительности, у выпускников школ процесс принятия решения о выборе профессии часто бывает продиктован приоритетом внешних статусных ценносте ...
Человек как субъект
Исследование универсальности человека как субъекта, способного не только к практически духовному воспроизведению любой сферы объективной действительности, но, прежде всего к созданию из вещества природы таких объектов, которые природе сам ...
Синдром эмоционального выгорания, его характеристика и стадии
Синдром эмоционального выгорания — понятие, введённое в психологию американским психиатром Фрейденбергом в 1974 году, проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Врачи называют это просто переутомлением.
Синдром эмоционального вы ...