Перцептивная сторона – это процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению на этой почве взаимопонимания.
Для перцептивной стороны общения характерно формирование представления о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре. В этом процессе общения должны быть включены как минимум два человека, и каждый сопоставляет себя с другим, принимая в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы и установки.
Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относится:
1.познание и понимание людьми друг друга;
2. познание самого себя в процессе общения;
3. прогнозирование поведения партнера по общению.
Поэтому общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективности которого обеспечивается умением предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведения партнеров.
1. С точки зрения трансактного анализа проанализируйте приведенный диалог и определите эго-состояния собеседников и форму трансакта (приведите схему этого трансакта):
Начальник: (раздраженно) Сколько я еще должен вводить вас в курс дела? Не могли бы вы послушать меня более внимательно?
Подчиненный: (виновато) В последний раз я действительно не уловил, о чем речь. Очень сожалею об этом. Будьте добры, повторите, пожалуйста!
Подход к анализу ситуации общения в зависимости от позиций, занимаемых партнерами развивается в русле трансакционного анализа, представленного трудами Э.Берна.
Позиции в общении определяются теми состояниями Я, которые вступают во взаимодействие в данный момент общения.
Графически состояния Я изображаются следующим образом.
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
Трансакция, по определению Э.Берна, представляет собой единицу общения, состоящую из стимула (С) и реакции (Р) между двумя состояниями сознания.
Э.Берна выделяет три формы трансакций – дополнительные, пересекающиеся и скрытые.
К приведенному диалогу можно привести первую форму дополнительные трансакии, называемые так же параллельными, осуществляются между двумя любыми состояниями Я собеседником, причем реакция человека прямо связана с тем состоянием, которое затронул партнер по общению.
Схематично этот диалог будет выгладить так:
![]() | ![]() |
С
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() |
Р
2. Используя знание правил и норм эффективного взаимодействия, предложите вариант решения изложенной ситуации (ваши конкретные фразы и действия)
Предположим, что вам необходимо какого-либо человека уговорить, чтобы он для вас сделал что-то такое, что он делать не обязан. Допустим, вам срочно нужно напечатать какой-либо документ и вы обращаетесь с этой просьбой к секретарю, которая не является вашей подчиненной и у которой много своих дел. Как вы построите разговор, чтобы вам не отказали в просьбе?
Еще по теме:
Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого поня ...
Предметное восприятие
Особый интерес представляет способность насекомых (и других членистоногих) к оптическому восприятию форм как необходимого компонента перцептивной психики. На уровне элементарной сенсорной психики различение форм еще невозможно.
До недавн ...
Структура и механизм педагогического процесса духовного развития
дошкольников
Анализ вышедших за последние годы воспитательных концепций свидетельствует об изменении подходов к воспитанию и образованию в связи с гуманистическими установками, об их ориентации на общечеловеческие и культурные ценности. Однако в целом ...