Заразительность эмоций. Бывает, что ситуация как таковая не вызвала бы у нас никаких эмоций, если бы только один или несколько из окружающих нас людей не испытывали эмоцию. Страх заразителен, как и радость. Следует различать два типа заражения эмоциями. Один из них соответствует тем случаям, когда одна и та же ситуация вызывает у одного, а затем у нескольких индивидов одинаковую реакцию страха, гнева или радости. Наличие группы вызывает усиление аффективных состояний и эмоциональных реакций.
Другой тип более специфичен. Он соответствует тем случаям, когда эмоция овладевает нами, хотя сама ситуация нас не затрагивает. Бурная ссора двух людей может привлечь наше внимание или оставить нас равнодушными, но может и привести к тому, что мы сами будем охвачены гневом. В этом случае мы отождествляем себя с одним из ссорящихся. Так же заразителен может быть смех. Мы можем засмеяться, потому что смеются вокруг нас, но лишь при условии, если мы отождествляем себя с тем, кто смеется. В противном случае мы остаемся равнодушными или даже раздраженными.
Существуют как кратковременные, так и хронические источники эмоций. При повторении стимуляции, вызывающей обычно эмоциональные реакции, в ситуации, к которой невозможна адаптация, развиваются состояния тревожности и даже невротические состояния. Именно повторение в определенном ритме состояний тревожности лежит в основе невроза. В жизни часто бывают более или менее постоянные причины избыточной мотивации. Источник их часто социального происхождения: женщина боится оказаться покинутой; рабочий опасается увольнения; солдат боится быть убитым. Эти внутренние страхи, которые не находят внешнего проявления, поддерживают более или менее выраженное состояние тревожности.
Такое состояние может возникнуть также из-за неразрешенного внутреннего конфликта, например, подавления сексуального влечения. Само возобновление побуждения вызывает повторное возникновение конфликта.
Это напряжение влечет за собой более или менее диффузные состояния тревожности, а если оно очень сильное, то и невротические состояния.
Г.И. Косицкий различает четыре фазы эмоционального напряжения. Первая фаза характеризуется мобилизацией физиологических функций, так сказать, в разумных пределах. Если действия человека уже начинают противоречить здравому смыслу, то это значит, что наступила вторая фаза эмоционального напряжения. Третья фаза характеризуется угнетением физиологических функций: человек впадает в состояние эмоционального шока. Наконец, четвертая фаза – это уже невроз, который может привести к обострению различного рода заболеваний.
Нередко вместе с эмоцией возникает желание посмотреть, какой эффект она производит на окружающих. Эта социализация эмоциональных проявлений возникает по двум направлениям, которые необходимо различать:
а) использование органических проявлений эмоций для воздействия на другого: слезы, которые должны разжалобить; проявления страха, взывающие о помощи;
б) перестройка поведения, ведущая к преобразованию эмоциональных реакций в реакции, относительно адекватные ситуации.
Плач ребенка, топание ногами, катание по полу в состоянии гнева – вот примеры первого рода; удары по препятствию, будь то физическая преграда или человек, – пример адаптации низкого уровня, выражающейся в агрессивности по отношению к трудности.
Еще по теме:
Основные функции управления на различных уровнях образовательных систем.
Рассмотрим критерии определения эффективности деятельности по формированию системы государственно - общественного управления общеобразовательной системой (общеобразовательным учреждением)
1. Сформированность системы государственно - обще ...
Становление детской практической психологии
в России
В начале
XX в. детская практическая психология начала интенсивно развиваться и в России. При этом она вобрала в себя многие традиции отечественной психологии, педагогики и философии. Практическая психология развивалась и в тесном содружес ...
Появление музыкальной психологии
К концу XIX-началу ХХ века постепенно происходило обособление музыкальной психологии от других психологических областей. На протяжении второй половины XIX-XX веков можно проследить этапы зарождения и становления музыкальной психологии как ...