Теории эмоций

Страница 5

Эмоция соответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Эмоция – это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость.

Возьмем пример с учащимся, сдающим устный экзамен и имеющим избыточную мотивацию по сравнению с его возможностями. При слабом уровне дезорганизации эмоция может выражаться в виде несвойственных ему и излишних негативных реакций: влажные руки, общее напряжение, затрудненное пищеварение, возбужденность. Эти органические расстройства, если они не слишком сильны, могут сочетаться с высокой успешностью на экзамене. При более значительном уровне дезорганизации экзаменующийся теряется, приходит в замешательство; нарушения охватывают саму психическую деятельность: возникает неясность мыслей, провалы памяти, вербальные затруднения. Вегетативные проявления могут стать еще более сильными: слезы, покраснение или побледнение, а иногда даже обморок.

Между мотивацией и эмоцией имеется сходство и различие. Чтобы произо1пла адаптация к возникающим перед нами задачам, необходима достаточная мотивация. Однако если мотивация слишком сильна, мы лишаемся части наших возможностей, и адаптация становится менее адекватной действительности. Тогда в деятельности появляются признаки эмоций, и иногда адаптивное поведение нарушается, полностью замещаясь эмоциональными реакциями.

Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает эмоциональное поведение. Понятие оптимума мотивации связано с адекватностью или неадекватностью реакций ситуации. Эта связь соответствует отношению между интенсивностью мотивации и реальными возможностями субъекта в конкретной ситуации. Как говорил Хоудж, «эмоциональные реакции обратно пропорциональны способности высших мозговых центров противостоять данной ситуации». Эмоциональные вспышки возникают тогда, когда обычный контроль «Я» становится недостаточным: а) из-за чрезмерного усиления возбуждения или б) из-за предшествующей блокады состояния разрядки.

С усилением мотивации повышается качество исполнения, но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается. Это можно наблюдать и в повседневной жизни. Учащиеся теряются на экзамене; военным хорошо известно, что войска лучше маневрируют на учениях, чем в бою.

В каждом случае имеется оптимум мотивации, при котором научение является наиболее быстрым. Однако результаты свидетельствуют также о том, что этот оптимум зависит и от трудности задачи, поэтому закон Йеркса – Додсона можно сформулировать следующим образом: «С увеличением трудности задачи интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость изучения, должна приближаться к пороговой величине». Это означает, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных задачах.

Эмоциогенная ситуация возникает при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.

Однако прежде всего следует подчеркнуть, что не существует эмоциогенной ситуации как таковой. Она зависит от отношения между мотивацией и возможностями субъекта. Сама мотивация зависит от отношений индивида с его окружением. Конечно, существует общий эффект ситуаций, однако каждый реагирует в зависимости от своих потребностей, своего опыта, своей эмоциональности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Еще по теме:

Деловые встречи
К вам в кабинет (если таковой имеется), возможно, часто приходят самые разные посетители: торговые агенты, представители других фирм, ваш секретарь, пришедшие на собеседование люди, которые могут стать вашими будущими сотрудниками, коллег ...

Организация психолого-педагогической профилактики
Анализ накопленного опыта в области педагогической профилактики, безусловно, может быть использован при разработке воспитательной программы. Однако простое копирование педагогом даже самых эффективных вариантов вряд ли целесообразно. Ведь ...

Личностная тревожность как фактор формирования страха у ребёнка
Тревожность — одна из наиболее сложных проблем современной психологической науки. Почти в каждой исследовательской работе мы обязательно встретим ссылки на ее неразработанность, неопределенность, на неточность и многозначность самого поня ...

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.inminds.ru