Психологи, стоящие на позициях идеализма и механицизма, объясняют различие тем, что люди неодинаковы от природы по своим наследственным свойствам. Эти психологи считают многие или все свойства характера наследственными и потому не отличают их от свойств темперамента (Кречмер, Шелдон). В действительности, однако, наследственные свойства организма только одно из условий происхождения свойства характера. Определяются же свойства характера не биологическими закономерностями наследственности, а общественными закономерностями.
Наследственное происхождение свойств характера убедительно отвергается при изучении однояйцевых близнецов. Наследственные свойства гомозиготных близнецов совершенно одинаковы. Ученые исследовали близнецов, которые были взяты на воспитание в разные семьи, различающиеся по своему социальному положению, материальному и культурному уровню. По свойствам темперамента такие близнецы очень сходны. Между тем по свойствам характера они отличаются, и чем старше, тем в большей степени. Следовательно, даже при совершенно одинаковых наследственных свойствах организма у людей, развивающихся и воспитывавшихся в разных социальных условиях, образуются разные свойства характера. Люди не рождаются правдивыми или лживыми, лентяями или прилежными, добрыми или злыми – люди становятся такими. Зависимость характера от прижизненных условий подтверждается и его физиологической основой – условнорефлекторными функциональными состояниями, образующимися благодаря определенной системе внешних воздействий.
Каждое свойство характера обусловлено отношениями личности. Но отношения личности сами, в свою очередь, определяются общественными отношениями. Именно по этой основной причине даже близнецы с совершенно одинаковыми наследственными свойствами в семьях различного социального положения приобретают различные свойства характера. Большое значение при этом имеют широкие общественные отношения, характеризующие весь общественный строй в целом. Материальная нужда или обеспеченность, безработица или уверенность в будущем, угнетение или социальное равенство – все это накладывает глубокий отпечаток не только на социально-типичные свойства личности, но и на образование индивидуальных свойств характера. В условиях весьма сложной опосредствованной зависимости от общественных отношений складываются межличностные отношения в семье, детском и трудовом коллективах – отношения симпатия, товарищества, взаимопомощи, солидарности или, наоборот, деспотизма, суровости, недоброжелательности, соперничества, антагонизма. Они оказывают значительное влияние на формирование существенно важных черт человека. Специфические свойства характера развиваются в семье, где все заботы сосредоточены на одном-единственном ребенке, и в многодетной семье, у детей-погодков или у детей с большой разницей лет, в семьях с постоянными конфликтами между родителями и в дружных семьях. Точно так же и межличностные отношения в детском саду и в школе формирую целый ряд специфических свойств характера. Даже в зрелом возрасте обнаруживаются заметные сдвиги в свойствах характера, когда человек попадает из одного трудового коллектива в другой, с резко отличающимися межличностными отношениями.
Известно, что нервные процессы в раннем детстве отличаются наибольшей инертностью. Поэтому свойства характера, сложившиеся в раннем возрасте, чрезвычайно устойчивы и гораздо труднее перевоспитываются, чем те свойства, которые сложились в более позднем возрасте. Основываясь на таком явлении, некоторые американские психологи утверждают, что свойства личности предопределены на всю жизнь отношениями, которые сложились в раннем детстве в зависимости от удовлетворения и неудовлетворения влечений ребенка. В действительности, однако, глубина, устойчивость и постоянство свойств характера в большой степени зависят также от степени сознательности тех отношений личности, которыми эти свойства определяются.
Еще по теме:
Исследование групповой сплоченности детей
Отрочество – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя желание общаться со сверстниками, стремление иметь друзей отмечаются и в более ранних возрастных периодах, в отрочестве эта ...
Деятельностный подход к анализу психического развития детей
Традиционно в отечественной психологии выделяют как минимум два направления: московскую, так называемую «деятельностную психологию», и ленинградскую школу психологии, которая получила название отношенческой.
В русле деятельностного подхо ...
Язык обезьян, дельфинов, собак.
Язык обезьян. В стае или небольшой группе обезьян очень много крика, шума, энергичных и выразительных жестов. С их помощью они обмениваются с сородичами необходимыми сведениями, общаются на своем языке обезьян. Они даже различают голос ка ...