Определяя, что такое политическая психология мы не можем уйти от необходимости определить такое понятие как политика. Политика (от греческого полис – государство), как ее понимает автор соответствующей статьи в философском словаре, - это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами. Ядром политики является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Однако, при чем здесь психология?
Ответ будет дан, если мы поймем, каким образом отдельные люди, а именно их психика, влияют на все происходящее на политической арене. Как отдельные переменные (воля, эмоции) влияют на политический процесс? Существует ли обратное влияние на психику со стороны политики? Все это требует ответа, если мы захотим понять, что такое власть и каковы законы ее жизни и смерти?
Доказательством взаимосвязи психологии и политики, как отмечают Л. Гозман и Е. Шестопал, является следующее: крупным социальным катаклизма всегда предшествуют психологические явления. Растет популярность идей или отдельных политиков, лидеров, наступает разочарование в старых богах или символах, падает престиж отдельных политических институтов. Перед революцией 17-го года жители столиц не верили царю, не уважали его, а армия и рабочие поверили Ленину, поверили в то, что именно большевики способны удовлетворить их потребности лучше, чем существующий режим, идеи Ленина оказались привлекательнее, они понравились людям.
Основной задачей на выборах – а именно они служат основным средством прихода к власти в демократической стране, является цель – понравиться избирателям. В политтехнологи издавна бытует выражение «продать кандидата», то есть кандидат на выборную должность или место в органе представительной власти рассматривается как своего рода товар. Избирателям может надоесть конкретный политик, и они отказывают в доверии этому человеку. Это констатируют многочисленные институты, изучающие общественное мнение, суммируя мнение отдельных личностей в единое мнение групп и социума в целом. Можно пойти и дальше – политики, зная особенности психологии людей, стремятся не обмануть их ожидания. Трудно себе было представить «нерычащего» генерала А.Лебедя или мэра Москвы Ю. Лужкова без кепки и не отстаивающего, к примеру, принадлежность Крыма России.
Политик в случае значительного расхождения его поведения и ожиданий людей перестает быть сравнительно предсказуемым и теряет авторитет, он перестает быть политически узнаваемым и о нем, как о лидере, забывают. Сравним, например, рейтинг публичного политика Б.Немцова среди претендентов на президентское кресло на выборах президента России 2000 года и в настоящее время, расхождение впечатляет. Можно приводить примеры и дальше, но вряд ли они что-либо добавят к очевидному: психология тесно связана с политикой и влияет на нее.
Верно ли обратное? Как влияет политика на психологию? Вопрос более интересный и не столь очевидный. Хотя на уровне житейского здравого смысла давно известно: хочешь узнать человека – дай ему власть, «сделай его начальником». В 20 веке эксперимент был поставлен над целыми странами: были разделены надвое государства, на их территориях складывались различные политические системы (Германия, Корея, Вьетнам, Йемен). На базе одного и того же языка, культуры, этнического состава населения за годы разделения возникли разные психологические типы людей. Ни одному среднему жителю Южной Кореи не будут понятны идеи чучхэ, поклонение вождю как Богу на земле. Пришлось через всю страну построить забор…
Еще по теме:
Исторический анализ
понятия "детство"
Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - наиболее совершенное существо в ...
Кризис 3-х лет
Кризис 3-х лет - граница между ранним и дошкольным детством - один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. По Д.Б. .Эльконину, это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего "я". Реб ...
Воспитание младшего школьника в играх
Изменение роли игры в младшем школьном детстве по сравнению с ранним возрастом связано, в частности, с тем, что в эти годы она начинает служить средством формирования и развития у ребенка многих полезных личностных качеств, в первую очере ...