Как самостоятельная научная проблема, вопрос о ценностных ориентациях стал обсуждаться в психологии давно. Неоднократно учёные и мыслители обращались к понятию ценностных ориентаций. За это время появилось много различных точек зрения на сущность ценностных ориентаций, от чисто биологических, до социально-экономических и философских.
Истоки концепции ценностных ориентаций усматривают в работах У. Томаса и Знанецкого (Znanieski, 1882-1958) , которые впервые категориально употребили сам термин «ценностные ориентации», иную интерпретацию понятию attitude (отношение): как переживание личностью значимости какого-либо явления. Произошло это в 1918 г. Знанецким в соавторстве с У. Томасом была издана работа “Польский крестьянин в Европе и Америке”. Он полагал, что вводимое им понятие может стать центральным для новой дисциплины – социальной психологии, которую он рассматривал как науку о том, как культурные основания проявляются в сознании человека.
В качестве теоретического основания концепции ценностных ориентаций называют также учение М. Вебера о ценностно-рациональном действии.
В качестве разработки проблематики ценностных ориентаций могут быть рассмотрены работы Д.Н.Узнадзе по фиксированным социальным установкам.
Наиболее богатым и методически обоснованным направлением исследований ценностных представлений можно считать исследования, проводившиеся в конце 60-х - 70-е годы в США М. Рокичем, а также в других странах на основе разработанного им метода прямого ранжирования ценностей.
В отечественной социологии большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А.В. Мудрик, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, А.С. Шаров и другие.
Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся советский психолог А.Н. Леонтьев отмечал: "это ведущий мотив - цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом . такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни". [7, с.117]. Проблема принятия личностью ценностей различных социальных групп также активно разрабатывалась в работах ряда других авторов, среди которых можно выделить прежде всего исследования В. Я. Ядова, И. С. Кона, Н. И. Лапина, С. Г. Климовой, В. П. Вардомацкого и др.
Собственно в психологии проблема ценностей личности и общества с самого начала заняла важное место, став предметом «высшей» (в терминологии В. Вундта) ее области. По словам В. Дильтея, главным предметом анализа «описательной» или «понимающей» психологии является «душевная жизненная связь», включающая «как основные отношения наших представлений, так и постоянные определения ценностей, навыки нашей воли и господствующие целевые идеи» и содержащая, таким образом, «правила, которым, хотя мы часто это и не сознаем, наши действия подчиняются» [30, с.336]. Содержанием душевной жизни, по В. Дильтею, являются эмоции, чувства, представляющие собой личностное выражение ценности: «для нас имеет ценность лишь пережитое в чувствах . ценность не отделима от чувства» [там же, с.344].
Критикуя это положение, Э. Шпрангер подчеркивает, что содержание человеческой души не может быть сведено к субъективным ценностям, определяемым как таковые посредством эмоциональной регуляции. По его словам, душа человека отражает и объективные ценности, возникшие в исторической жизни, которые по своему смыслу и значению выходят за пределы индивидуальной жизни, мы называем духом, духовной жизнью или объективной культурой» [78, с.355-356]. Ценностная сфера личности, таким образом, в психологии духа имеет двойственный характер, включая как субъективные оценки, так и существующие в общественном сознании нормы и представления.
В австрийской психологической школе (А. Мейнонг, X. Эренфельс, И. Крейбиг) ценности понимаются как исключительно субъективный феномен. По X. Эренфельсу, ценность объекта определяется его желаемостью, которая, в свою очередь, определяется возможностью получения удовольствия. Иерархия ценностей, таким образом, выстраивается исходя из способности объектов приносить удовольствие либо неудовольствие. А. Мейнонг сводит понятие ценности к возможности переживания некоего субъективного «чувства ценности». По его словам, ценность приписывается какому-либо предмету постольку, поскольку есть «кто-нибудь, для кого ценность есть ценность» [цит. по 42, с.252]. В этом же смысле им используется понятие «личные ценности», т. е. ценности «для кого-нибудь».
Для большинства теорий, которые можно отнести к «биологическому», или «естественнонаучному этажу» психологии, ценности не являются научными, т. е. эмпирически верифицируемыми категориями. Наиболее ярко, по нашему мнению, это формулируется в теории К. Левина, который сознательно исключает ценностные суждения из системы научных психологических понятий. Он справедливо подчеркивает, что «психология выходит за пределы классификации только по ценностному основанию» [35, с.49]. Однако, отстаивая применительно к психологии принцип объективности в том же смысле, что и М. Вебер, выдвинувший в социологии тезис «ценностной нейтральности», К. Левин переносит критическое отношение к оценочным суждениям на ценностные представления в целом. Главное преимущество так называемого «галилеевского», эмпирического способа мышления перед спекулятивным «аристотелевским» видится ему в том, что в нем не прослеживается «никаких ценностных концепций» [35, с.63].
Еще по теме:
Ценностные ориентации и их социальная обусловленность
В окружающей действительности мало явлений, безразличных для людей, явлений, к которым они не выражают никакого ценностного отношения. Поэтому ценностей так же много, как явлений природы, общества, человеческих поступков и чувств. Однако ...
Экстрасенсы: миф или реальность
Экстрасенсорика - смесь из древних знаний, достижений науки и методов, полученных интуитивным путем. Обычно к проявлениям экстрасенсорики причисляют: телепатию, ясновидение, проскопию, лозоходство (биолокацию), также к проявлениям экстрас ...
Зависимость эффекта подкрепления от интенсивности позитивных эмоций
Главное в подкреплении – это наличие позитивных эмоций, с которыми мы сочетаем определенную деятельность, к которой стремится сформировать интерес. Если при выполнении деятельности научиться вызывать удовольствие, то таким образом можно с ...