При наличии непродуктивных тенденций следует помнить о том, некоторые аспекты непродуктивных стратегий преодоления стресса могут быть позитивными и полезными, если они используются умеренно и с избирательностью.
Так, например, "отступиться и махнуть рукой" может быть вполне уместным подходом, если это означает прекратить работу над трудной проблемой для того, чтобы пораньше уйти домой, выспаться и на следующий день отдохнувшим вернуться к решению этой проблемы. Равновесие и гармония - вот ключи к тому, чтобы найти возможности позитивного использования механизмов преодоления стресса, которые часто непродуманно определяют как непродуктивные.
Адекватные (приспособительные) подходы к преодолению стресса - это те методы, которые эффективно работают на личность, не создавая при этом дополнительных проблем, связанных с их использованием. Их можно объединить в следующие группы: утверждения, звучащие во внутреннем монологе; методы эмоциональной проработки; физические методы контроля уровня стресса; а также упор на духовные ценности.
Утверждения, звучащие во внутреннем диалоге - это то, что мы сами себе говорим по поводу того, что в данный момент привлекает наше внимание. Внутренний диалог - это утверждения, проносящиеся в нашей голове, часто невысказанные. Внутренний диалог может иметь негативную или позитивную окраску.
Когда внутренний диалог превращается в ряд повторяющихся негативных утверждений, человек фактически программирует себя на то, чтобы испытывать пессимизм и ощущение безнадежности. Когда мы позволяем своему сознанию непрерывно вести негативно окрашенный внутренний диалог, мы, по сути, создаем ряд зрительных образов, отражающих то, что звучит в этом негативном диалоге. Эти зрительные образы превращаются в историю в картинках, причем обычно в такую историю, в которой мы плохо справляемся с ситуацией, и в которой нас со всех сторон окружает стресс. При постоянном проигрывании эти картинки приобретают все большую ясность и четкость. Теперь уже у нас формируется целая "сюжетная линия", которая заставляет нас продолжать испытывать мучительные для нас эмоции, связанные с этими образами и с этой историей.
При многократном повторении эти истории, звучащие во внутреннем диалоге, начинают подавлять нашу способность воспринимать источники стресса по-другому, более позитивно. Подобно испорченной пластинке, траурная мелодия проигрывается вновь и вновь.
Более позитивным подходом было бы придать более позитивный тон своему внутреннему диалогу, но не для того, чтобы выработать у себя необоснованно позитивное отношение, предполагающее, что все будет отлично. Напротив, ваша цель - составить для себя такие сообщения, тон которых будет, как минимум, более нейтральным.
Один из самых важных источников стресса - отсутствие возможностей. В подобных ситуациях мы обычно испытываем чувство бессилия. Некоторые исследователи утверждают, что в ситуации, когда у человека отсутствуют реальные силы и возможности (т.е. при систематическом негативном воздействии) формируется состояние, которое психологи называют "выученной беспомощностью". Выученная беспомощность возникает, когда человек начинает чувствовать, что все, что бы он ни делал, не поможет решить данную проблему. Испытывая бессилие, понимая, что он не может повлиять на ситуацию или исправить ее, человек находится в состоянии стресса в течение длительного времени, в результате в дополнение к эмоциональному состоянию безнадежности наступает торможение моторной активности, ослабляется инициатива. Этот процесс может быстро превратиться в хронический.
Утверждения внутреннего диалога, более позитивные по своему тону, благотворно влияют на физическое состояние и физиологические функции человека по мере того, как его внутренний опыт начинает восприниматься более оптимистично. Если он сознательно включает в свой внутренний диалог и многократно повторяет позитивные утверждения, его эмоциональное состояние улучшится, он начнет относиться к реальности более оптимистично и сможет более спокойно и реалистично воспринимать негативную ситуацию.
Во время исполнения своей работы человек может испытывать гнев, обиду, радостное возбуждение, счастье, испуг, удовлетворенность или тревогу. Все эти эмоциональные состояния являются нормальными для любой сферы человеческой жизнедеятельности, к которой человек прикладывает свои усилия. При этом нельзя держать чувства в себе, необходимо разработать конкретные методы для идентификации и "проработки" этих чувств. Подобные чувства не должны оставаться внутри, увеличивая риск негативных настроений и состояний, таких, как гнев, депрессия или тревога, неуместного лидерского поведения, соматических проблем.
Некоторым людям намного проще осознать на эмоциональном уровне, каково их состояние в данный момент, чем другим. Это умение "осознавать" можно развить в себе. Эмоциональное осознание собственных чувств позволяет нам:
Еще по теме:
История развития экспериментальной психологии
Уже в XVII веке обсуждались разные пути становления психологического знания и складывались представления о рациональной и эмпирической психологии. В XIX в. Появились психологические лаборатории и были проведены первые эмпирические исследо ...
Проблема психологии самосознания личности
Понятие “самосознание личности” – одно из фундаментальных категорий психологической науки. Следовательно, анализ психологической сущности самосознания личности предполагает изучение его как многоуровневой системы, имеющий свою собственную ...
Методы психодиагностики мышления младшего школьника
В развитии познавательной деятельности младшего школьника особую роль играет мышление. П.П.Блонский подчеркивал: “Мышление – та функция интенсивнейшее развитие, которой является одной из самых характерных особенностей школьного возраста. ...